2 сентября лидер молдавской Партии коммунистов Владимир Воронин заявил о прекращении исполнения обязанностей президента Молдавии. В тот же день фракция ПКРМ в молдавском парламенте приняла решение и далее не вести переговоры с правящей коалицией "Альянс за европейскую интеграцию" относительно избрания нового президента страны и не голосовать за кандидатуру от коалиции. Ситуацию прокомментировал для ИА REGNUM Новости 4 сентября депутат Государственной Думы РФ ("Единая Россия") директор Института стран СНГ Константин Затулин.

"Официально отставка Воронина ещё не состоялась. Вчера я прилетел из Молдавии, где у меня были контакты и в РМ, и в Приднестровье. Могу сказать, что та форма правления, тот режим, который был создан Владимиром Ворониным, в современных условиях невозможен, он себя полностью изжил. Сам факт официальной отставки Воронина в ближайшее время вряд ли подлежит сомнению, ибо в соответствии с нормами конституции Молдавии Воронин, как исполняющий обязанности президента, обязательно должен пойти на это. Его пребывание в должности исполняющего обязанности уже после предыдущих парламентских выборов было взаимосвязано с его избранием председателем парламента. Собственно говоря, он продолжает исполнять обязанности по той причине, что Конституционный суд ещё не высказался по поводу законности избрания Михаила Гимпу председателем парламента, и в силу этого недостаточно ясен вопрос о легитимности нового спикера, хотя никто не сомневается в том, что при желании, пусть несколько позже, сложившийся альянс оппозиционных сил в состоянии вновь избрать Гимпу или кого-либо другого на эту должность и, таким образом, с того же самого момента прервать любые возможности для дальнейшего нахождения Воронина в его нынешней роли.

Воронин исполняет обязанности президента не потому, что он был президентом до предыдущих выборов, а потому, что после этих выборов он сам избрался председателем парламента, таким образом, заполнив вакуум отсутствия президента. Но теперь Воронину придётся уйти, это просто вопрос времени.

Здесь есть одна интрига: поскольку "Альянс за европейскую интеграцию" выдвигает в президенты Мариана Лупу, дальше от Воронина зависит, будет ли он препятствовать избранию Лупу, обязав коммунистов не голосовать за эту кандидатуру. Если да, то в этом случае избрание президента не состоится, и исполняющим его обязанности станет Михаил Гимпу. Это любопытный тест на принципиальность Воронина: если Лупу - центрист, руководитель партии социал-демократичекого толка, то Гимпу - это бывший унионист, один из экс-лидеров молдавского Народного фронта. Если Воронин - человек идейный, то уже сегодня он должен снять возражения против избрания Мариана Лупу, и в этом случае появится надежда на то, что положение в молдавской политике не радикализируется. Иначе возникнет ситуация, при которой во главе парламента и формально во главе государства останется господин Гимпу. И это будет продолжаться до тех пор, пока что-то не произойдёт: не развалится Альянс, не будет найден компромисс между какими-либо его частями, или, в конце концов, пока не откроется возможность для проведения новых парламентских выборов, что может случиться только в начале 2010 года. В течение всех этих месяцев и.о. президента, то есть Михаил Гимпу, будет вершить президентские функции.

За время своей политической карьеры господин Воронин сделал так много противоречивых шагов, что у меня нет уверенности в том, что он анализирует эту ситуацию и делает из неё адекватные выводы. Складывается впечатление, что им уже в течение долгого времени руководят эмоции, иначе я ничем не могу объяснить его личное поведение и его грубость в адрес политических оппонентов. То личное, что он привносит в формируемый им стиль отношений с коллегами по парламенту, во многом сцементировал альянс оппозиционных сил. Я знаю, что отдельные участники альянса совсем не исключают для себя возможность не только ситуативного, но и долгосрочного сотрудничества с компартией. Но все в один голос утверждают, что при наличии Воронина в качестве её лидера такое сотрудничество будет чрезвычайно рискованным. Лидеры центристских партий, входящих в альянс, помнят, что Юрий Рошка, который пошёл на сотрудничество с Владимиром Ворониным из беспринципных побуждений, растерял всякое уважение даже в лагере националистов. Люди, которые в иной ситуации могли бы сотрудничать с коммунистами, не хотят запятнать себя сговором лично с Ворониным.

Ситуация на сегодняшний день очень сложная. Безусловно, она затрагивает Россию. То, что я говорил о просчётах Воронина во внутренней политике, характерно и для его зигзагов во внешней политике. Мы хорошо это понимаем, что не в интересах России развал компартии и ущерб для тех людей, которые вполне искренне выступают за развитие молдавско-российских отношений. Мы бы не хотели, чтобы Воронин утянул с собой в политическое небытие ту силу, которую он представлял. Там должно пройти какое-то обновление, это неизбежно произойдёт. Но пока в руководстве ПКРМ находится Воронин, это невозможно, поскольку он тянет компартию на дно.

Я хочу заметить, что есть ещё контур измерения нынешней ситуации в Молдавии. Ошибки молдавского левого крыла могут толкнуть страну в объятия национал-унионистов. В определённой степени это уже происходит, если мы говорим о перспективах нахождения во главе государства господина Гимпу. Это, и другие факторы, способно вызвать обострение в молдавско-приднестровском формате и в целом создать проблему в регионе. Если в Молдавии не будет найден компромисс между умеренными, здравыми силами, то в повестку дня встанут трудные решения, связанные со статусом Приднестровья. Мы до сих пор рассчитывали на то, что молдавско-приднестровский диалог будет продолжаться при всех сложностях. Но если власть берут радикалы, которые видят Молдавию в Румынии, то складывается впечатление, что она может начать развиваться по грузинскому пути, пытаясь преодолеть проблему целостности за счёт взвинчивания националистических чувств, которые в данном случае парадоксальным образом связаны с отказом от самостоятельности и вхождением в состав другого государства".