Динамика цен на рынке недвижимости Москвы

"Несмотря на некоторый оптимизм, который внушило участникам рынка замедление падения цен в начале лета, уже становится ясно, что коррекция не началась. Снижается предложение на первичном рынке, и несмотря на это, цены продолжают падать. Однако в экономклассе уже начал повышаться спрос, а в секторе коммунальных комнат он даже близок к ажиотажному.", сообщает "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "В первом полугодии, несмотря на некоторое повышение активности покупателей, связанное с адаптацией к кризисным условиям, а также формированием спроса, ориентированного на покупку значительно подешевевших объектов, уровень спроса на рынке городского жилья оставался крайне низким... несмотря на сокращение предложения, новостройки спросом не пользуются. Поэтому девелоперы целиком сосредоточились на завершении уже начатых объектов... Заметно снизилось и количество сделок на вторичном рынке. По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, во втором квартале 2009 года в Москве было зарегистрировано на 27% меньше сделок, чем во втором квартале 2008 года. С привлечением ипотечных кредитов было совершено 1937 сделок, что почти на 70% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Оживлению спроса в отрасли может способствовать либерализация условий кредитования, тем не менее даже эта мера в условиях общей экономической нестабильности кардинально проблемы не решит", констатирует "Ъ". "По словам гендиректора агентства недвижимости DOKI Валерия Барнинца, все основные факторы сейчас играют не на руку продавцам... Участники рынка ждут осеннего всплеска продаж квартир, но эти ожидания могут не оправдаться вовсе или оживление окажется слишком кратковременным для того, чтобы повлиять на динамику рынка. Уже ясно, что через несколько недель стоимость квадратного метра в самом дешевом сегменте может снизиться до $3500, что станет одним из немногих положительных поводов для роста количества сделок. Но этот рост, скорее всего, затронет самые дешевые квартиры... Некоторые косвенные признаки, подмеченные экспертами, также говорят о возможной активизации рынка. Например, Владислав Луцков, генеральный директор АКЦ "Миэль", считает положительным симптомом увеличение впервые выставляемых на продажу квартир. "В июле в первый раз за последние несколько месяцев доля предложения впервые выставленного на продажу жилья увеличилась. По нашим оценкам, темпы снижения цен уже в следующем месяце должны замедлиться,- говорит он.- При этом возвращения объема предложения к прежним показателям раньше сентября ожидать не следует"".

Жилое строительство и жилищная политика Москвы

"Московские власти в очередной раз вернулись к рассмотрению такой наболевшей темы, как отсутствие свободных площадок под строительство жилья. Девелоперам вновь предлагается заняться освоением производственных и промышленных зон", пишет "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "По словам Александра Кузьмина [главный архитектор Москвы - ИА REGNUM] "для нашего города вполне достаточно 7,5 тыс. гектаров промышленных и производственных территорий, чтобы они обеспечивали своей работой наш город"... Как показывает практика, до претворения в жизнь подобных заявлений московских властей, служащих, безусловно, неплохим информационным поводом, может пройти солидный срок - и год, и более. Кроме того, как известно, тема реорганизации промышленных зон сама по себе не нова. Реорганизация и застройка промышленных зон - процесс, уже давно запущенный, идущий своим чередом с начала 90-х годов... Сегодня же речь идет о том, чтобы выводить производство из тех промышленных зон, которые изначально, еще при советской власти, осваивались именно под производственные цели. Это логично и справедливо с точки зрения развития города. Однако вопросы есть у самих производственников: как именно будет происходить вывод их предприятий?", задает вопрос газета. "Законодательный акт, регулирующий выделение промышленной земли через аукцион, правительство Москвы выпустило довольно оперативно, после того как инвесторы начали скупать предприятия на производственных территориях... "Идея московского правительства о реорганизации и застройке промзон вполне осуществима, и это нормальная ситуация,- подтверждает президент финансово-строительной корпорации "Лидер" Владимир Воронин.- По закону все земельные участки, предназначенные для строительства жилья, выносятся на аукцион. И неважно, собственник ты или нет - в любом случае земля для строительства жилья распределяется через аукционы. Соответственно, и застройкой данных территорий будут заниматься девелоперы, которые их выиграют". Однако с экономической точки зрения, по мнению экспертов рынка, ситуация с реорганизацией промзон далеко не так однозначна: оценивать нужно каждую конкретную площадку. "Предприятия дают постоянные налоговые отчисления, чего никак нельзя ожидать от жилья. Конечно, город получит доход, например, от продажи земельного участка - территории бывшей промзоны. Но это единоразовое вливание. В случае вывода предприятий в Московскую область, безусловно, экономически выигрывает область",- говорит Владимир Воронин... Чтобы минимизировать возможные имущественные потери собственников недвижимости в промзонах - потенциальных девелоперов и не только, следует иметь в виду, что, пока не приняты и не утверждены Правила землепользования и застройки, собственники недвижимости в соответствии со ст. 36 имеют исключительное (неоспоримое) право на выкуп земельного участка под принадлежащими им строениями". "В столице в этом году предстоит построить 3,1 млн. кв. метров жилья, из них 722,2 тыс. - за счет средств города. Чиновники сообщают, что в первом полугодии программу ввода жилья в эксплуатацию удалось выполнить на 102,8%. Сдано 1,27 млн. кв. метров жилья, построено шесть новых школ. Главной проблемой стройкомплекса Москвы в сложных условиях кризиса стали сохранение трудовых коллективов и погашение долгов по зарплате... В Москве около десятка строительных компаний имеют долги перед своими работниками по зарплате. Сумма задолженности - 60 млн. рублей. И все же есть надежда, что вскоре проблема будет решена. Еще недавно задолженности перед строителями имели компании структуры "ПИК", такие как ДСК-2 и ДСК-3. Но благодаря вмешательству руководства стройкомплекса Москвы сегодня они погасили все свои долги", в свою очередь, отмечают "Новые Известия" в номере от 24 августа. "Другая головная боль руководства стройкомплекса - то, что в 2010 году не получится, как намечалось, полностью завершить снос ветхого пятиэтажного жилья. С пятиэтажками первого периода массовой городской застройки покончили в Центральном и Южном округах, до нового года последнюю "хрущевку" снесут в Зеленограде. Однако в оставшихся семи округах программа будет реализована в 2011-2012 годах. "В сфере бюджетного строительства кризис сказался куда сильнее, чем у частных застройщиков", продолжает тему жилищного строительства "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "В ближайшие два года строительство жилья по городскому заказу сократится более чем вдвое. Тем не менее городские власти принимают на себя повышенные обязательства по сносу пятиэтажек. Впрочем, выполнять эти обязательства придется уже другому составу столичного правительства - впереди несколько лет застоя в строительной сфере. Генеральный план развития Москвы до 2025 года предполагает снос 22 млн кв. м некомфортного жилья и строительство на его месте 40 млн... В первую очередь, конечно, речь идет о сносе хрущевок. Забудем периодически возникавшие в мэрии разговоры о реконструкции - "достраивании" пятиэтажек. Ничего, кроме давления на несговорчивых девелоперов, за этими разговорами никогда не стояло. Они будут снесены. Вопрос - когда... Но случился кризис. Бюджет похудел... Очевидно, что изменение "генеральной линии" - мера вынужденная. Сокращаются не только объемы возводимого в Москве жилья, еще быстрее сокращается ввод жилья по госзаказу. Если в 2007 году московское правительство построило за счет бюджета и выкупило около половины из 5 млн кв. м возведенного в столице жилья, то в этом году построит и выкупит только 1 млн из прогнозируемого общего объема в 3,1 млн кв. м. То есть по сравнению с позапрошлым годом частный девелопмент сократит ввод на 20%, а город - в два с половиной раза. Московское правительство как "ведущий девелопер столицы" оказалось несостоятельным... даже самые бодрые заявления не обещают сноса всех пятиэтажек. Будет снесено, как было сказано, только 22 млн кв. м некомфортного жилья (включающего до 1,5 млн кв. м других старых домов и даже несколько девятиэтажек). То есть 10-11 млн кв. м пятиэтажек - трети из оставшихся на сегодня 31 млн - ничто "не грозит"", констатирует "Ъ".

В том же номере перспективы сноса пятиэтажек комментируют эксперты рынка. "Несмотря на текущую кризисную ситуацию в строительной отрасли, до 2025 года остается довольно много времени, чтобы реализовать заявленные планы. За 16 лет предстоит сносить в среднем 1,3 млн. кв. м жилья в год (250-350 домов) и строить на их месте 2,5 млн. кв. м. Реализуемость этой программы очень серьезно будет зависеть от того, как удастся заинтересовать инвесторов и привлечь в программы реконструкции кварталов сносимого жилья", отмечает Александр Пыпин, руководитель аналитического центра GED Analytics. "Тем, кто задумался об инвестициях в хрущевку, следует проявить осторожность... Следует помнить и о том, что есть некоторое число пятиэтажек, на месте которых многоэтажное строительство невозможно, например, по геологическим причинам. За пределами центра инвесторам они не интересны", предупреждает Михаил Храмов, генеральный директор Real Estate Consult. "Единственное, что смущает в планах города,- коэффициент замещения сносимых площадей новыми. Например, при сносе хрущевской пятиэтажки только для переселения жителей требуется площадь в 1,7 раза больше. Соответственно, при сносе 22 млн кв. м жилья для переселения нанимателей и собственников квартир в этих домах потребуется не менее 37 млн кв. м. А ведь есть еще очередники, льготные категории, которым должно предоставляться муниципальное жилье. Возникает вопрос: сколько жилья будет построено на продажу? Ведь дефицит предложения всегда взвинчивает цены на квартиры", считает Сергей Лушкин, директор по маркетингу и продажам ООО "Квартал Эстейт".

Что касается пятиэтажек, то, например в отношении Зеленограда власти настроены вполне оптимистично. "Городские власти пообещали покончить со сносом "хрущоб" в Зеленограде до конца года. Таким образом, самый отдаленный округ столицы программу переселения жителей из пятиэтажек первых индустриальных серий выполнит досрочно", сообщает "Российская газета" в номере от 24 августа. "Как рассказал корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления строительства префектуры Зеленоградского округа Евгений Шумилкин, в 1996 году, когда программа только начала реализовываться, в городе было 145 таких домов. Из них уже 127 снесены. 13 тысяч семей, или каждый шестой житель Зеленограда, переехали в новые квартиры... "В этом году осталось снести последние 18 домов. Их жители уже получили предложения по переселению или даже ордера на новые квартиры", - сообщил префект округа Анатолий Смирнов. Он рассказал, что в последние десять лет Зеленоград развивался высокими темпами. Только жилья за это время построено более 900 тысяч квадратных метров".

В центре города - свои проблемы. "Столичный бюджет за время кризиса заметно похудел. Как это сказывается на жизни центра столицы?" На этот вопрос "Российской газете" ответил префект ЦАО Алексей Александров, интервью с ним газета публикует в номере от 27 августа. "Строительство жилья в городе резко сократилось. Значит, переселение жильцов из ветхого фонда в центре снова откладывается?", задает вопрос газета. "Не хотелось бы нарушать тенденцию. Начиная с середины 90-х годов наши очередники очень активно получают новые квартиры: если в 1995 году на очереди состояли 25 тысяч семей, то в 2000-м - уже 18 тысяч, а июле 2009-го - 9800. Причем 95 процентов остаются, как и положено по московскому закону города, жить в своем округе. Но ситуацию у нас осложняет то, что 22 тысячи семей живут в коммуналках. Чтобы их расселить, мы разработали специальную программу. Первые 318 коммунальных квартир из 600 запланированных на этот год уже расселены.. У нас есть еще и более тяжелая проблема - 38 общежитий. 26 из них - квартирной планировки, 12 - с удобствами, что называется, в коридоре. Порой даже трудно сказать, сколько народу проживает в каждом из этих общежитий. Большинство из этих людей приехали в Москву еще в конце 80-х годов: одни - работать ткачихами на "Трехгорку", другие - на кондитерскую фабрику "Ротфронт", третьи - строить столицу. За двадцать лет они давно стали москвичами, но жильем так и не обзавелись. Даже при регистрации у многих указаны только улица и дом, а квартиры нет. Да и на сами здания чаще всего нельзя без слез смотреть: протекающие крыши, изношенные коммуникации... Встречаемся с владельцами предприятий и общежитий. Ищем варианты, что могут сделать они, чем готов помочь им город. Сейчас активно работаем по Трехгорной мануфактуре, надеюсь, найдем решение", цитирует газета слова префекта.

Коммерческая недвижимость

"Столичные власти вернулись к идее 15-летней давности: будущий Парламентский центр, которому никак не удается подобрать удачное расположение, может обосноваться в Воспитательном доме на Москворецкой набережной. Если это предложение будет поддержано Кремлем, российский парламент займет на карте столицы достойное место в соответствии с европейской демократической традицией", сообщают "Известия" в номере от 25 августа. "Парламентские здания в европейских столицах занимают самые видные, знаковые места, а в Москве - вынужденные и случайные... Прежние планы размещения Парламентского центра (Фрунзенская набережная, Москва-Сити, Кутузовский и Ломоносовский проспекты, стадион "Красная Пресня" за Белым домом) один за другим отметены, распорядительные документы отозваны. Нынешние обитатели Воспитательного дома - Академия РВСН им. Петра Великого - с 2007 года "на чемоданах": решением министра обороны переезжает в подмосковное Болшево. Все вроде бы складывается удачно. Но мешает возрадоваться одно обстоятельство. Площадь Воспитательного дома, протянувшегося на 350 м вдоль набережной, - 85 тыс. кв.м. Только Госдума и только в главных своих зданиях на Охотном Ряду занимает 70 тыс. кв.м. Поэтому для Парламентского центра, где бы он ни был, архитекторы отводили не менее 200 тыс. кв.м. Военная академия дополнила екатерининский "сиротский дворец" многоэтажным лабораторным корпусом, где помещаются реальные образцы межконтинентальных баллистических ракет, но до требуемых парламентариям масштабов все равно далеко. Остается два варианта. Первый вариант привычен для Москвы, но нежелателен: перестроить и надстроить памятник архитектуры XVIII-XX веков, тем более что он невысок (максимум 5 этажей) и раскинулся на 12 (по другим данным, 20) гектарах. Второй вариант - прорыть под Китайгородским проездом переход в Зарядье и построить на месте руин "России" крыло Парламентского центра. Тогда между Кремлем, расположенным на возвышенности, и парламентом, который окажется в низинке, не останется никаких препятствий", пишет газета.

"С точки зрения логики российскому парламенту, коль скоро мы не собираемся завязывать с парламентской демократией, нужно где-нибудь прочно угнездиться. Последние 20 лет он мечется по Москве, как загнанный заяц или бильярдный шар", комментирует проект архитектор Константин Михайлов в "Газете" от 26 августа. "Кремль - Белый дом - Охотный Ряд и Большая Дмитровка - я другой такой страны не знаю, где бы высший орган представительной власти столь часто переезжал. И нужно его не втискивать в очередную нору-лузу, а найти ему в городе такое место, где идеи парламентаризма могли бы получить достойное архитектурное выражение, а парламент - современное здание с современной инфраструктурой. Новый общественно-политический центр притом мог бы дать импульс к развитию некоего городского района и общегородской транспортной системы... С точки зрения логистики переезд парламента в воспитательный дом - рукотворный транспортный коллапс центра Москвы, немедленный и бесповоротный. К воспитательному дому сегодня можно подъехать только по Москворецкой набережной или по Китайгородскому проезду - и там, и там в час пик это уже испытание не для слабонервных (узенький проезд от Солянки не в счет). Что будет, когда сюда устремится автопарк депутатов, сенаторов, их помощников, охранников и прочей свиты, понятно: либо здесь будут ездить одни народные избранники, либо вообще никто. Поскольку и набережная, и проезд - не периферийные улицы, а часть системы транзитных магистралей московского центра - мало никому не покажется", констатирует специалист. "Ясно, что это - незаурядный архитектурный и исторический памятник. Абсолютно не приспособленный ни для приемных, офисов, кабинетов, ни для публичных заседаний. Дортуары воспитанников смогли после революции переделать в учебные классы, но парламент? Два бывших домовых храма, 25 на 12,5 м. Еще один зал - 18 на те же 12,5. Тут и рассадить некуда слуг народа. Значит, выход один: перекройка и реконструкция. Перепланировка внутренностей, либо перекрытие обширных внутренних дворов, либо новое строительство на территории. А скорее и одно, и другое, и третье. Плюс подземные парковки, рестораны и прочие необходимые парламенту инфраструктуры... Так главная библиотека страны жалуется на нехватку помещений. То же слышно из Книжной палаты, Исторического музея - мало ли можно придумать достойному зданию достойных применений? Не говоря уж о том, чтобы вернуть воспитательному дому первоначальное назначение - сирот-то не меньше, чем при Екатерине. Правда, для всего этого нужна такая малость, как возрождение идей Просвещения, меценатства и благотворительности", цитирует архитектора "Газета".

"Мэрия Москвы начала собирать проблемные строительные активы в недавно созданную компанию "Мосземсинтез"... столичное правительство готово выкупить допэмиссию компании более чем на 8 млрд руб., причем 4 млрд руб. в итоге достанутся ЗиЛу", сообщают "Ведомости" в номере от 25 августа. "Специальную компанию для скупки столичных земель под последующую застройку - ОАО "Мосземсинтез" правительство Москвы учредило около года назад... Идея была в том, что "Мосземсинтез" получит площадки, которые столичное правительство будет отбирать или выкупать у застройщиков, не способных реализовать свои проекты. В июне компания "Интеко" продала неназванному покупателю более чем за 10 млрд руб. 58 га в Раменском. Функции заказчика и координатора застройки этого участка выполняет "Мосземсинтез". Московское правительство согласилось выкупить допэмиссию "Мосземсинтеза" на 8,11 млрд руб. - соответствующее распоряжение выйдет на днях, рассказали "Ведомостям" чиновник мэрии и источник, близкий к компании. Из них 5,4 млрд руб. город внесет деньгами, уточняет последний", пишет газета. "2,7 млрд руб. город заплатит имуществом, внеся в уставный капитал "Мосземсинтеза" три проекта: здание АМО "ЗиЛ", ОАО "Строительная сберегательная касса" (ССК) и контрольный пакет ОАО "Московская управляющая финансовая компания", рассказал чиновник мэрии... Здание АМО "ЗиЛ" общей площадью 118 854 кв. м оценено в 2,13 млрд руб. Город купил его у завода в 2008 г., чтобы сделать на его месте "общественно-деловой центр", объясняет близкий к "Мосземсинтезу" источник... Оставшиеся 4 млрд руб. из 5,4 млрд руб., которые "Мосземсинтез" получит от города деньгами, компания пустит на приобретение земли и зданий у АМО "ЗиЛ"; с учетом того, что она уже имеет, компания соберет около 27 га. Получается, 1 га территории завода город оценил примерно в $7 млн. Это дешевле докризисной цены примерно на 30%, считает старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. А Михаил Павлюченков, председатель совета директоров ГК "Гросс-инвест", напротив, уверен, что цена соответствует докризисному уровню. Аналогичные сделки на рынке заключаются в 1,5 раза дороже, возражает близкий к "Мосземсинтезу" источник. По его словам, город убивает двух зайцев: помогает заводу и приобретает имущество".

Дорожно-транспортное строительство

"В следующем году на реализацию проекта "Большая Ленинградка" власти Москвы намерены потратить 18 млрд 144 млн рублей. Такие цифры приводятся в проекте адресной инвестиционной программы города на 2010 год, обсуждавшемся вчера на заседании столичного правительства", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 26 августа. "Согласно документу это почти половина всех средств, которые будут выделены в следующем году на дорожное строительство. Всего по программе на строительство столичных дорог будет выделено в 2010 году около 38 млрд рублей. "Основная часть средств пойдет на строительство Алабяно-Балтийского тоннеля, на эти цели предусмотрено 16 млрд 79 млн рублей", сообщается в документе. 1 млрд 133 млн рублей столичные власти намерены потратить на реконструкцию моста по Ленинградскому шоссе через Канал имени Москвы. "Еще 902 млн рублей будет потрачено на реконструкцию Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро "Сокол" со строительством развязки на пересечении ул. Серегина с учетом устройства подъездной дороги на Ходынское поле", поясняется в тексте адресной инвестиционной программы города на 2010 год. Кроме того, еще 56 млн рублей власти Москвы планируют потратить на инженерное обеспечение развязки на площади Тверской Заставы".

"В конце июля на Волоколамском шоссе начался первый в столице эксперимент по созданию специальной полосы для движения общественного транспорта. И похоже, этот опыт будет продолжен. На очереди появление спецполос на шоссе Энтузиастов, Ленинградском и Ярославском шоссе", сообщают "Новые Известия" в номере от 27 августа. "Начинание было воспринято в штыки множеством автомобилистов. К выводу о том, что спецполоса для общественного транспорта не нужна, пришли и многие эксперты. Некоторые из них проявили даже трогательную заботу о "бомбилах", которым запретили парковаться на обочинах, а нового места не предоставили. Вместе с тем, решая вопрос о необходимости таких спецполос, стоило бы не только прислушаться к мнению тех, кто ездит на личных машинах, но и спросить пассажиров автобусов, которых, кстати, в Москве в 2,5 раза больше, чем автолюбителей... Ограничения въезда в центр города, гигантские штрафы за парковку в неположенном месте - это реальность многих городов мира. Столичные власти уже указывают на то, что подобные меры рано или поздно ждут и московских автомобилистов. Периодически возникают слухи и о введении режима проезда через день (по четным и нечетным дням)... Что до эксперимента с организацией полос для общественного транспорта, то он будет продолжен. На очереди появление таких полос на шоссе Энтузиастов, Ленинградском и Ярославском шоссе. По мнению городских властей, если убедить водителей не заезжать на спецполосы не удастся, придется прибегнуть к увеличению штрафов", отмечают "НИ".

Гаражное строительство

"Как известно, в Москве есть две проблемы - дороги и гаражи. Решению второй из них помогает кризис. Городская программа "Народный гараж" провалилась в предыдущие три года прежде всего из-за того, что рыночная цена на машино-места была значительно выше запланированной властями. Сейчас гаражная программа реанимируется", пишет "Коммерсантъ" в номере от 27 августа. "...в настоящее время ситуация с гаражами близка к критической. В Москве зарегистрировано около 3 млн автомобилей, из них, несмотря на все героические усилия властей, лишь 47% обеспечены местами организованного хранения и парковки, а если говорить о местах хранения европейского уровня, то показатель совсем бедственный - 9% (данные 2008 года)... Программа "Народный гараж" впервые была анонсирована в 2004 году... С той поры не раз сами же столичные чиновники, правда, не очень высокого ранга, признавали, что программа эта провалилась. Префектуры для гаражного строительства выбрали свыше 140 участков, мэрия 87 из них включила в программу, а реально "народный гараж" удалось построить только на одном... кто же станет при таком страшенном дефиците продавать какой-либо товар в пять раз ниже рынка? Да-да, обещанные $5 тыс.- это как раз в пять раз меньше того, что запрашивают на свободном рынке. В том, что это так, можно убедиться, проанализировав ситуацию на гаражной вторичке", пишет газета. "Может быть, решение проблемы и дальше шло бы ни шатко ни валко, но тут несчастье помогло. В пору кризиса, когда резко упали объемы строительства, а заодно и наполняемость бюджета, возникла крайняя нужда дать работу строительным компаниям, ну, и привлечь средства населения. Гаражная программа в этом отношении, безусловно, хороший выход. Сложно представить себе, чтобы москвичи понесли деньги под какую-то идею - да хоть 100% годовых им пообещай, а когда предлагают гараж, да к тому же в обозримом будущем, да еще под личные гарантии Юрия Лужкова... Как тут не поверить. Впрочем, справедливости ради заметим, что финансовые параметры программы "Народный гараж", вне всякого сомнения, надо признать приемлемыми. Гаражи будут строить на условиях долевого строительства, а цена одного машино-места составит 350 тыс. рублей, и чиновники клянутся, что ни рублем больше. Хотелось бы верить в обещания столичных руководителей. Правда, они на всякий случай оговариваются, что если цена на строительные материалы резко поднимется, то возможна и корректировка стоимости "народного гаража"... Объясняя, насколько важно, чтобы "Народный гараж" состоялся, Владимир Ресин подчеркнул, что "благодаря этой программе тысячи строителей будут загружены работой и таким образом мы решаем задачу по недопущению роста безработицы в столице". Если вспомнить, как Кремль объявил, что об эффективности местных властей будут судить по положению дел в сфере занятости, не исключено, что гаражи действительно будут строить в запланированном объеме. Во всяком случае, специалисты в области строительства полагают, что уж совсем пшиком это начинание закончиться не может: слишком высоки ставки", заключает "Ъ".

Метрострой

"Строительство второго выхода из станции метро "Сокольники" начнется в 2011 году, сообщил журналистам префект Восточного административного округа города Николай Евтихиев. Он рассказал, что первым этапом реконструкции станции является строительство пешеходного подземного перехода через Русаковскую улицу", пишет "Газета" в номере от 25 августа. "После этого строители приступят к реконструкции зала станции "Сокольники" с устройством второго выхода непосредственно в новый подземный переход. Решение о строительстве второго выхода из станции метро "Сокольники" было принято еще в 2007 году. Согласно распоряжению правительства Москвы, он должен был быть построен в 2010-2011 годах. Однако в начале февраля этого года строительство второго выхода было отменено другим распоряжением правительства города за подписью мэра Юрия Лужкова. Одной из причин отмены проекта, по словам источника в городской администрации, стало предположение о ненадежности грунта в районе строительства. Вместе с тем планы постройки перехода под Русаковской улицей в те же сроки остались в силе. В конце февраля 2009 года Евтихиев пообещал жителям Сокольников, что второй выход из метро все-таки будет построен, но уже в 2011-2015 годах".

"В Бирюлево метро не будет никогда. С таким заявлением выступил Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 25 августа. "По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в столице есть районы, жителям которых стоит забыть о метрополитене. К ним подземные ветки не протянут никогда. Не повезло на этот счет жителям района Бирюлево... Еще недавно главный архитектор Москвы говорил, что метро в Бирюлево проведут нескоро. Теперь он говорит, что не проведут никогда. Но транспортную проблему власти все же решить намерены. Новый Генплан Москвы четко обозначил "равенство метро и железной дороги". То есть пора приспосабливать городские железнодорожные магистрали для пассажирских перевозок. Иногда это целесообразнее, нежели годами тянуть ветки метро. В Бирюлево проще проложить дополнительный железнодорожный путь, а уже имеющиеся там две станции планируется перестроить и реконструировать. Плюс предстоит договориться с ОАО "РЖД" о частоте движения поездов, чтобы они ходили каждые 5-7 минут".

Реставрация и разрушение памятников архитектуры

"Завершающий этап воссоздания "Восьмого чуда света", - от которого до наших дней дошел только фундамент - дворца царя Алексея Михайловича Тишайшего, начался в московском парке "Коломенское"", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 26 августа. "Дворец Алексея Михайловича простоял в Коломенском 100 лет и был разобран "за ветхостью" в 1768 году по приказу Екатерины Второй, которая предполагала затем его восстановить. Новая идея воссоздания дворца возникла в музее-заповеднике "Коломенское" в 90-е годы 20 века и была поддержана правительством Москвы. Общая площадь застройки составляет более 5 тысяч квадратных метров... Предполагается, что внутри дворца будут воссозданы старинные интерьеры и росписи, в которых посетители смогут ощутить атмосферу ушедшей эпохи. Глава департамента культуры столицы Сергей Худяков обещал, что воссозданный дворец царя Алексея Михайловича откроют ко дню города - в начале сентября. При воссоздании дворца, оригинал которого был построен в 1667-1672 годах, строители использовали старые чертежи. Однако "Восьмое чудо света" полностью современная постройка со своим собственным фундаментом, так как сохранившийся фундамент оригинала дворца, по мнению специалистов, не смог бы выдержать нового строительства. Современные требования пожарной безопасности вынудили использовать при строительстве монолитные и железобетонные конструкции, которые затем покрыли бревнами, специально завезенными из Владимирской области и Сибири".

Куда более поздний памятник архитектуры, между тем, находится в немалой опасности, о чем "Российская газета" сообщает в номере от 24 августа. "Останкинская телебашня может рухнуть. Ее безопасности, опасаются во ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть "Московский региональный центр" (МРЦ), угрожает строительство "народного гаража" по улице Королева, 15, начавшееся прямо в охранной зоне главной телебашни страны", пишет "РГ". "Все началось с письма, которое управа района "Останкино" и префектура Северо-Восточного административного округа прислали в администрацию Останкинской телебашни, уведомляя о начале стройки, - рассказал корреспонденту "РГ" заместитель главного инженера по строительству МРЦ Андрей Марсавин. - Строители не заставили себя ждать - уже в июле подрядная организация "СУ-7 Стройуниверсал" обнесла забором будущую территорию гаража (по разным данным, на 400 - 800 машиномест). Мы всполошились: будущий паркинг на треть оказался в охранном кольце телебашни!", цитирует газета слова Марсавина. "Фундамент 540-метровой башни углублен всего на три метра. В этом состоит "изюминка" главного конструктора башни Николая Никитина, исходившего из особенностей почвы, на которой построено это уникальное сооружение... исполком Московского городского совета депутатов трудящихся еще в 1967 году - во время ее строительства, утвердил охранную зону вокруг будущей телевышки. В целях безопасности объекта в этом документе запрещалось "в радиусе 110 метров от оси телебашни всякого рода срезка и рытье", а в радиусе от 110 до 200 метров - считать возможным производить срезку или выемку грунта, но не ниже чем на 0,5 метра над уровнем грунтовым вод". Тогда же для слежения за уровнем вод вырыли четыре постоянных контрольных скважины. По словам Андрея Марсавина, новый объект попадает как раз в двухсотметровую зону. Грунтовые воды там находятся на глубине примерно 1 метра 30 сантиметров, значит, строить можно, углубляясь не более чем на 80 сантиметров от поверхности земли. Соответствует ли этому требованию новостройка? Этого не знает никто, так как проекта гаража пока просто нет. Стройка же, не взирая на это, идет лишь на основании выданного ордера. Еще в конце июля руководство МРЦ направило в префектуру Северо-Восточного административного округа, управу "Останкино", Москомэкспертизу и Москомархитектуру письмо, в котором напомнило о существовании охранной зоны и невозможности проведения работ в ней без специального исследования почвы. Ответа на него до сих пор нет. Как и на вопрос, выдержит ли башня новое испытание?", задает вопрос газета. "Ничего же не подозревающие москвичи тем временем записываются в очередь, чтобы попасть на экскурсию, в ходе которой можно свысока взглянуть на столицу... сотрудники телецентра и сами заинтересованы в том, чтобы у них было как можно больше экскурсантов. А потому прорабатывают сейчас планы устроить для них показ сверху, например, ночной Москвы, которая художественно подсвеченная, особенно хороша. Но не нарушит ли эти планы и не закроет ли телебашню вновь на долгое время "народный гараж"?"