"Несмотря на существование большого количества специальных научных отделов в академических учреждениях и университетах, докторов и кандидатов наук, считающих себя специалистами по этой проблеме, целостная концепция истории Украины во Второй мировой войне не создана". Об этом пишет украинский историк Владимир Вятрович в статье для газеты "Зеркало недели".

"Самой новой стала идея представлять Украину участником Антигитлеровской коалиции и даже добиваться международного юридического признания этого факта. Обоснование такого шага усиливалось патриотической риторикой - "мы не имеем права отдать Победу исключительно русским"", - пишет Вятрович. "Эта "новая" концепция при детальном рассмотрении на самом деле является лишь несколько иным взглядом на советское черно-белое видение Второй мировой. Базовый принцип - дихотомическое разделение на "наших" (Красную армию, или сегодня уже Антигитлеровскую коалицию) и "немцев" (все, кто против "наших") остался. Слабость этой концепции заметна даже при незначительном углублении в историю", - отмечает автор.

Также историк пишет: "Фактором, определившим место и роль украинцев во Второй мировой, стало отсутствие у нас собственного государства. Украину и украинцев все участники войны рассматривали исключительно как ресурс (человеческий, материальный, политический), который можно использовать в противостоянии. Как результат - наша земля стала одной из главных арен мирового поля боя, наши земляки - воинами практически всех армий, прошедшими через нее: уже в первые дни войны украинцы воевали в рядах польского войска, Красной армии, так называемого легиона Сушко в составе германской армии. В течение последующих лет к этому перечню прибавились новые украинские формирования в германских войсках (батальоны "Нахтигаль" и "Роланд", а со временем Ваффен СС дивизия "Галичина"), советские и польские партизаны и, наконец, вооруженные формирования украинского освободительного движения (Украинская повстанческая армия, Украинская народная революционная армия). Следует вспомнить и об огромном количестве тех, кто пассивно ждал, пытался выжить и спасти свои семьи в страшных условиях войны, не присоединяясь ни к одной из сторон или, наоборот, сотрудничая со всеми".

"Все участники противостояния призывали украинцев выполнить свой патриотический долг именно в их рядах. Для этого польская власть декларировала готовность идти на уступки в послевоенном решении украинского вопроса (правда, только в рамках восстановленной Речи Посполитой); советская - называла отдельные свои фронты украинскими, к пантеону героев причислила Богдана Хмельницкого, именем которого назван новый военный орден; немцы в последние дни войны пошли на переименование бывшей дивизии Ваффен СС в "Украинскую национальную армию" и даже назначили ее командиром украинца Павла Шандрука. Каждый, кто воевал на украинских землях, пытался продемонстрировать свою "украинскость" или хотя бы благосклонность к украинству, особенно в критической для него ситуации. И нельзя сказать, что это им абсолютно не удалось - украинские юноши, которые шли в Красную армию, как и те, кто вступал в дивизию "Галичина", часто были уверены - они делают это, чтобы защитить свой народ", - резюмирует Вятрович.