"В последнее время некоторые из родственников рыбаков АТФ, осужденных в Испании, активно вбрасывают в СМИ информацию о том, что те пошли на признание вины "под давлением адвокатов и представителей консульства РФ в Испании, которые гарантировали им немедленную депортацию на родину". При этом постоянно дискредитируется предприятие, репутации которого испанская история и так нанесла ощутимый урон. Это вынуждает нас, не дожидаясь окончательного решения вопроса о депортацию придать огласке ряд фактов", - пишет в газете "Рыбак Севера" пресс-секретарь ОАО "Архангельский траловый флот" Нина Зеленина.

"Передо мной два документа. Первый - это ходатайство о замене тюремного заключения на депортацию. Для наших моряков, которые приговорены к трем годам лишения свободы "за преступление против здоровья населения" - контрабанду наркотиков, - пишет она. - В соответствии с процессуальным законодательством Испании документ получил ход после того, как на руках у адвокатов оказалось письменное решение суда Уэльвы, состоявшегося 25 мая. На приговоре стоит штамп: вручено 18 июня 2009 года. Как мы уже писали, решение будет приниматься с учетом мнения прокурора (обвинения), который в начале августа приступил к работе после отпуска. Я бы сказала: документ очень человечный. Здесь и про "очевидную непропорциональность наказания" для организаторов наркотрафика и моряков, степень участия которых в деле минимальна. "Они были наняты для конкретного дела как лица, привыкшие выполнять работы по разгрузке товаров, и это было единственное, что они сделали". И про парадоксальность ситуации, в результате которой главари организации, отбывая срок, будут иметь возможность пользоваться благами пенитенциарного режима - встречаться с семьями, друзьями. А моряки все это время будут находиться вдали от родных и близких. И про семейные обязательства последних в России - перед родителями, женами и детьми, отсутствие судимостей и положительные характеристики. Заострен даже момент экономии средств, которые расходует государственная казна на содержание под стражей 15 человек. Это лишь несколько выдержек из ходатайства, дающего шанс. Работа профессионалов высокого класса, в квалификации которых нет оснований сомневаться.

А вот документ второй. Очередное обращение от имени родственников рыбаков, осужденных в Испании, к руководителям Росимущества, Росрыболовства, АТФ от 9 июля. "25 мая моряки по совету адвокатов пошли на сделку с испанским правосудием, признали вину в преступлении, которого не совершали... В чьих интересах работают испанские адвокаты? Цена за признание вины - 75 950 евро. Сколько же тогда стоил бы оправдательный приговор?... Требуем обязать ОАО "АТФ" еженедельно предоставлять информацию родственникам в полном объеме обо всех обстоятельствах дела. Ждем ответ в письменной форме на имя Людмилы Ивановны Кочкиной".

Уважаемая Людмила Ивановна! - Пишет Нина Зеленина. - Видимо, действительно пришло время дать ответ в письменной форме обо всех обстоятельствах дела. Причем не только вам. Реальную картину происходящего в Испании мы должны рассказать морякам тралфлота, которые тоже не чужие в этом деле - адвокаты наняты на деньги предприятия, заработанные экипажами на промысле".

Из материалов уголовного дела:

Сотрудники оперативного подразделения судебной полиции (группа по противодействию организованной преступности и незаконному обороту наркотиков) провинции Уэльва вели наблюдение за тем, как обвиняемые разгружали наркотические вещества. Согласно рапорту, подготовленному на основании показаний сотрудников подразделения таможенного контроля и гражданской гвардии, наблюдавших за происходившим, 14 мая 2008 года около 3.30 фургон "Фольксваген транспортер" с украинским номером ВО 2444 АН в сопровождении автомобиля "Шевроле лацетти", номер 6732, подъехали к берегу реки Одиель. Из фургона вышли около двух десятков человек и расположились у предполагаемого места разгрузки. В 5.00 другим сотрудником подразделения таможенного контроля зафиксировано, как в реку Тинто под мостом Дескубримьенто вплывает водный мотоцикл, который идет впереди открытого катера, следующего за ним на расстоянии нескольких сотен метров. Оба транспортных средства с умеренной скоростью движутся в сторону предполагаемого района разгрузки. В 5.30 оба транспортных средства подплывают к берегу реки Одиель, где их ждет вышеописанная группа лиц. Водный мотоцикл, не причаливая, уплывает обратно в сторону устья реки Одиель, а катер медленно приближается к берегу, после чего экипаж его вместе с ожидавшей на берегу группой лиц начинает разгрузку мешков, "по виду и форме напоминающих мешки для перевозки гашиша". Около двух десятков мешков складываются под мостом, а затем переносятся на расстояние около сорока метров в сторону от устья реки Одиель, где складываются и "идеально маскируются" около ограды в тридцати метрах от берега. В 6.00 участники операции погружаются в фургон с украинским номером ВО 2444АН и едут в сторону Уэльвы. На задержание фургона направляются четыре автомобиля оперативной службы, осуществлявшие наблюдение около промышленной зоны Сан Диего, с включенными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками. Поскольку фургон не подчиняется требованиям остановиться, одному из автомобилей приходится подрезать его на дороге и войти в столкновение. Сотрудники подразделениятаможенного контроля и гражданской гвардии удостоверяют личности лиц, которые находятся в фургоне, после чего задерживают их по обвинению в контрабанде и преступлении против здоровья населения. (Далее - список задержанных, среди них фамилии всех пятнадцати тралфлотовцев и еще нескольких человек).

Испанским судом установлено следующее: Йонатан Мануэль как минимум с января по май 2008 года руководил прямо или через посредников группой лиц, занимавшейся ввозом через побережье провинции Уэльва морским путем больших объемов гашиша из Марокко. Для этих целей у него там были необходимые связи. Он предоставлял лицам, выполнявшим его поручения, материальные ресурсы, содействовал их деятельности и координировал выполнение поставленных задач. В этой группе каждый из обвиняемых выполнял определенную миссию, некоторые участники даже не были знакомы между собой. Что касается наших моряков, то тут подсуетился некий Андрей Шмигельский, которого наняли для руководства командой разгрузки. Он в свою очередь привлек Романа Левина (АТФ) и Игоря Богуша (владельца того самого фургона, на котором грузчиков доставили к месту работы), "координировал их действия, а они занимались доставкой на место преступления задержанных россиян и участвовали с ними в разгрузке и сокрытии конфискованных мешков с гашишем, при этом Андрей занимался контр-наблюдением". В общей сложности на берегу под мостом и в море на катере, на котором пытались уйти от погони еще несколько обвиняемых (они обеспечивали доставку наркотиков в Испанию), был изъят 1031 килограмм гашиша. Грамм указанного вещества стоит до 6 евро. Во время операции конфискованы катер, два навесных мотора, которые использовались для доставки гашиша из Марокко, навигатор,мобильный и спутниковый телефоны, водный мотоцикл. А также фургон с государственным номером ВО 7444 АН, принадлежащий обвиняемому Игорю Богушу, который пользовался им для доставки россиян до места разгрузки наркотиков. Конфискованы мобильные телефоны, использовавшиеся для незаконной деятельности, принадлежащие обвиняемым Игорю Богушу, Роману Левину и далее...

Думаю, достаточно информации для того, чтобы развеять миф о полной непричастности наших моряков к данному делу, - пишет Нина Зеленина. - Добавлю только, что операция национальной гвардией разрабатывалась тщательно, было получено разрешение на отслеживание телефонных переговоров. Судя по всему, тралфлотовцев действительно использовали вслепую. На контакт вышли в местном ночном клубе, веселенькое заведение со стриптизом и негритянками, где некоторые из наших ремонтников очень любили отдыхать. Удовольствие недешевое, оклада, пусть даже и двойного, и валюты взамен суточных по шкале, которая распространяется только на работающих на промысле (в порядке исключения для экипажей испанских судов была введена именно такая оплата труда), может и не хватить. Чтобы прекратить, наконец, истерию по поводу нечеловеческих условий труда и нищеты, которые толкнули моряков на подработку, приведу пару фактов, продолжает Зеленина. - Когда несколько месяцев назад траулер "Капитан Горбачев" предстояло ремонтировать за рубежом, экипаж попросил сделать такие же условия оплаты труда, что на испанских судах. Оставили обычные... Исключение делалось только для "ЮозасаАлексониса" и "Тралмейстера Могутова" - понимали, что моряки на первых порах могут столкнуться с трудностями, страховали, как могли.

Кстати, о трудностях. Я спросила у Игоря Лебедева который провел не один месяц в Испании сначала в качестве старпома на "Могутове", потом - капитана, что все-таки было со снабжением и питанием. И получила ответ: сложными оказались первые дня три, пока агентирующая компания не доставила на суда продукты питания, постельные принадлежности - все, что нужно для жизни. В феврале не успели вовремя подать заявку на топливо - полдня сидели без света, завтрак приготовили на мангале. В остальное время - как на ремонте. Когда моряков задержали, на судно приехало телевидение искать следы бомжевания. Пришлось продемонстрировать - вот свет, вот вода, вот камбуз. После злополучной истории на судах не раз уже менялся экипаж. О впечатлениях об Уэльве все рассказывают похоже: курорт. Моряков беспокоят не условия быта, а то, что пока нет возможности суда оттуда вывести.

Признаюсь, во время встреч с родственниками арестованных в управлении тралфлота тема мизерной зарплаты звучала так часто, что я даже в это поверила. И потому здорово удивилась, увидев в показаниях задержанных моряков информацию о доходах. У одного - 400 евро в месяц, у другого-500. Третий вообще размер зарплаты не знает, потому что перечисляется она на карточку жене, вот и решил подработать на карманные расходы. Если прибавить к этому бесплатное питание (а рацион в южном порту хороший повар может обеспечить достойный, тут тебе и фрукты под рукой, и свежее мясо), как-то не укладывается все это в схему бедственного положения.

Думаю, к причинам похода на заработки мы еще вернемся, когда будет решена судьба ходатайства о депортации. Пока помолчим, по принципу"не навреди". Этого принципа руководство тралфлота придерживалось все время, пока шло следствие. Если информация - то выверенная юристами, если комментарий - то максимально щадящий, родственникам и так тяжело.

А вот некоторые из близких людей арестованных моряков в выборе средств не стеснялись. Гневные письма об устраненности тралфлота от помощи испанским пленникам шли во все инстанции: МИД, Госдуму, областную администрацию, Федеральное агентство по рыболовству, Росимущество, ЦИК "Единой России"... Мы собирались в тралфлоте на очередную встречу, где до родных доводилась максимально открытая информация, которую получали с помощью адвокатов, добивались отлаженной связи с арестованными, били во все колокола, защищая их процессуальные права. Полистайте газетные публикации "Рыбака Севера" по испанской теме и пресс-релизы - они все на сайте АТФ. И прибавьте к этому еще три четверти информации - конфиденциальной, только для родственников. Осенью в Испанию уехали двое из них. Маме одного из ребят профсоюз помог деньгами. Жили на судне. Приехав, на встрече в тралфлоте поблагодарили за помощь. Откуда нам было знать, что одновременно представителям консульского отдела в Мадриде было рассказано о том, что АТФ палец о палец не ударил, чтобы поддержать. А еще из Уэльвы от моряков привезли обращение в Генпрокуратуру РФ, в котором заявлялось, что они просто поехали разгружать строительный мусор (в три часа ночи, с катера, на глухом морском берегу), а виноват во всем капитан (читай, предприятие).

Когда на встрече в тралфлоте одна из родственниц в пылу заявила: нас научили, что делать, мы привезем из Испании такие документы, что тралфлоту мало не покажется, - это восприняли как эмоции. Оказалось, напрасно. Обе бумаги и заявление в Генпрокуратуру, и письмо родительского комитета) были приложены к ответу МИДа. В нем содержалась рекомендация лучше следить за своими моряками. Тралфлот, несколько месяцев пытавшийся вывести решение вопроса на дипломатический уровень, получил отлуп по всем статьям - родственники сработали классно. Сейчас, когда оспаривать материалы уголовного дела бессмысленно, задаешься вопросом: если моряки изначально знали, что находились на месте разгрузки, зачем было огород городить? Обманывать флот, Росимущество, Росрыболовство, Госдуму, Генпрокуратуру и т.д. и т.п.? Мы ведь действительно верили в их невиновность. Материалы, высланные адвокатами перед судом и переведенные на русский язык, безусловно, отрезвляли. И все-таки на встрече с родственниками в тралфлоте перед судом подчеркивалось: только моряки знают, как на самом деле происходили события, только их право выбирать линию защиты - стоять до конца или идти на признание вины. Да, они выбрали второе - не под давлением адвокатов, как сейчас пытается кое-кто изобразить. Под тяжестью улик.

Так к чему теперь эти попытки переложить вину с больной головы на здоровую? А мы объясним. Не последнюю роль играет тот момент, за чей счет они будут возвращаться домой в случае депортации. Один раз тралфлот им уже обратные билеты покупал. Вот и идет новая волна спекуляции на якобы данных кому-то гарантиях. К слову сказать, ряд родственников, фамилии которых стоят под последним обращением в Росимущество, не имеют к сему документу ни малейшего отношения. Кто в отъезде был, кто про его подготовку вообще не слышал. Как и о существовании некоторых из бумаг с ранними датами. А если добавить, что готовит эти бумаги действующий юрист рыбопромышленного колледжа, мама одного из осужденных, вообще странная складывается картина. Если бы эту энергию да в мирных целях. Например, на знакомство курсантов мореходки с азами международного права. Чтобы не ввязывались за границей в сомнительные мероприятия.

Нина Зеленина".