Интервью с руководителем Центра нефтяных исследований, азербайджанским экспертом Ильхамом Шабаном

ИА REGNUM Новости: В течение августа президент России Д.Медведев неоднократно выступил с инициативами, направленными на сближение позиций пяти прикаспийских стран по вопросу принятия правового статуса Каспия. Насколько эти новые инициативы могут продвинуть вопрос раздела акватории и дна Каспийского моря между прибрежными государствами?

В сентябре, впервые в казахстанском Актау, пройдет неофициальный саммит глав Прикаспийских государств, но без участия в нем президента Ирана - страны, наиболее непримиримой в вопросе разделения Каспия. На этой неофициальной встрече будет обсужден широкий круг вопросов, в том числе правового статуса Каспия, сотрудничества в энергетической сфере и транзите. Одной из новых инициатив является попытка создать организацию сотрудничества Прикаспийских стран наподобие Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

Вместе с тем, я не очень оптимистичен в том, что пять стран найдут общий язык по разделу Каспия. Есть еще много проблем между прикаспийскими странами, разрешения которых я не вижу в ближайшие 5-6 лет. Считаю, что в ближайшие годы так и не удастся достигнуть консенсуса в вопросе правового статуса Каспия. Дело в том, что еще в 1996 году было принято соглашение о том, что спорные вопросы на Каспии должны решаться только с согласия всех стран региона на основе консенсуса, который так и не достигнут до сих пор. Тем более что согласно подписанным тогда документам, ни одна международная организация или другая страна не может влиять на решение Каспийского вопроса и только сами страны региона должны разрешить его.

Этот вопрос крайне политизирован и давно увяз во всякого рода правовых проволочках. В первую очередь, проблема не разрешается из-за позиции Ирана, который настаивает на равном разделении Каспийской акватории (имея наименьшую прибрежную полосу на Каспии, Иран тем не менее претендует на равную с другими странами акваторию), что практически невыполнимо, и тем самым иранская сторона максимально политизировала судьбу правового статуса Каспия. Дело в том, что изначально вопрос статуса должен был рассматриваться между четыремя субъектами бывшего СССР: Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном. Но пятая страна - Иран - раздел акватории, который регулировался договорами, принятыми еще во время царской России и Советского Союза, решила вмешаться в этот вопрос и превратила его в предмет политического торга. В обмен на изменение своей позиции по разделу Каспия, официальный Тегеран требует от международного сообщества снятия санкций и других ограничений, наложенных на Иран. Это, естественно, неприемлемо, в первую очередь, для США и Европы.

Кстати, Иран является единственной страной, у которой так и не обнаружено нефтегаза на Каспии. В 1995-1996 гг. Азербайджанская госнефтекомпания по контракту иранской стороны пробурила несколько скважин в иранском секторе, но ничего найдено не было. Не увенчались успехом поиски в этом секторе Каспия углеводородов и со стороны японского консорциума.

ИА REGNUM Новости: На фоне Ирана позиция соседней Туркмении кажется более близкой к видению Россией, Казахстаном и Азербайджаном статуса Каспия...

Что касается Туркменистана, то его позиция по статусу всегда была туманна, и переходила от одной крайности в другую. С начала нынешнего года Туркменистан выражал на различных уровнях готовность подключиться к проектам поставки газа в Европу, делал "кивки" в сторону Запада, но ближе к середине нынешнего года стало ясно, что это лишь слова и пока никакой конкретики нет. Официальный Ашхабад стремится политизировать вопрос поставок газа и требует взамен уступок со стороны Азербайджана. Основным лейтмотивом туркменской стороны является стремление достичь использования спорных с Азербайджаном углеводородных месторождений на Каспии и уступчивость Туркменистана напрямую зависит от того, что скажет по этому вопросу азербайджанская сторона. Но официальный Баку не намерен уступать по вопросу спорных месторождений, поскольку ничто и никто его не вынуждает это делать, тем более что эти месторождения в советское время открыли и исследовали азербайджанские нефтяники.

ИА REGNUM Новости: На днях Совет безопасности Туркмении заявил о намерении создать свою военно-морскую базу на Каспии. Как отразится этот демарш Ашхабада на отношениях между прикаспийскими странами?

Я думаю, в самом Ашхабаде понимают неэффективность подобного рода заявлений, поскольку они только усложняют переговоры по статусу Каспия и не приносят никакой пользу, в первую очередь, самому Туркменистану. У Баку и Ашхабада есть большие политические амбиции, которые не дают найти пока общий язык, в первую очередь по вопросу эксплуатации спорных каспийских месторождений.

ИА REGNUM Новости: Выходит, что Иран и Туркмения намерены и впредь использовать вопрос статуса и возможности строительства транскаспийского газопровода как предмет торга с соседними странами, а так же с Европой и США?

Но все это не мешает Азербайджану развивать отношения и экономические связи с другими странами региона - Россией и Казахстаном. И по большому счету, неурегулированность вопроса статуса Каспия никак не влияет на освоение месторождений. В частности в 2010 году начнется эксплуатация новых месторождений в российском секторе у берегов Астрахани. А к 2014 году Казахстан, сможет наконец-то запустить Кашаганское месторождение. Времени не теряет и Азербайджан, который поэтапно осваивает свои углеводородные запасы.

ИА REGNUM Новости: То есть Россия, Казахстан и Азербайджан особенно и не напрягаются по вопросу неразрешенности правового статуса Каспия и позиции Ирана и Туркмении?

Россия, Казахстан и Азербайджан полностью принимают срединное разделение Каспия, и есть внушительная совместная правовая база и двусторонние соглашения, позволяющие осуществлять этим трем странам различные проекты на море. Уже сейчас Казахстан транспортирует свою нефть через Азербайджан на мировые рынки, а к 2014 году начнется транзит кашаганской нефти (Казахстан) через азербайджанские трубопроводы. В Россию у Азербайджана также налажен транзит углеводородов и фактически эти три прикаспийские страны понимают выгоду от углубления взаимного сотрудничества и неразрешенность вопроса статуса, как показало время никак, не влияет на осуществление совместных проектов.

Опять-таки говоря о четвертой стране - Туркменистане, отмечу недавний визит президента Г.Бердымухамедова в Болгарию и затем в Турцию, который выявил некоторые интересные нюансы. Президент Туркменистана, будучи в Анкаре, долго говорил с турецким руководством о проектах своей страны с Китаем, Ираном, Афганистаном, Россией и другими странами, но не обмолвился о западном направлении в Европу и том, что может предложить в этом контексте самой Турции. Даже вышла в СМИ по этому поводу оригинальная статья под названием "Президент Туркменистана рассказал в Анкаре о своей многовекторной энергетической дипломатии мимо Турции"...

К тому же болгарская сторона, подписав контракт по закупке туркменского газа, теперь ломает голову над тем, каким маршрутом его получать из Туркменистана.

ИА REGNUM Новости: ИА REGNUM Новости: Сегодня в экспертной среде много разнотолков касательно того, когда будет достигнут пик нефтедобычи в Азербайджане и что последует после него. Как выглядит ситуация в этом вопросе сейчас?

Дело в том, что конкретных официальных данных по этому вопросу в Азербайджане нет. Ранее считалось, что пик добычи азербайджанской нефти - 67 млн. тонн придется на 2011 год, из которых 58 млн. тонн в год придется на долю компании BP. Но затем в период начала мирового экономического кризиса специалисты стали прогнозировать, что в 2011 году добыча может составить не более 40 млн. тонн. Если отследить сегодняшние прогнозы то получится, что если в прошлом году в Азербайджане было добыто 44,6 млн. тонн нефти, в этом году намечено - 48-49 млн. тонн, а на следующий год около 55 млн. тонн. Я думаю, что Азербайджан не будет наращивать добычу до обещанных 67 млн. тонн к 2010 году, а продолжит удерживать планку на 50-55 млн. в год. Насколько мне известно, правительство страны намерено держать добычу на этом уровне.

Параллельно в 2010 году начнется разработка дополнительных скважин на месторождении "Азери-Чыраг-Гюнешли" (Chirag Oil Project), затем начинается строительство новой добывающей платформы, которая позволит к 2015 году добывать 200 тыс. баррелей в сутки. В результате выходит, что заданный пик нефтедобычи (50-55 млн. тонн в год) Азербайджан, при желании может сохранить до 2018-2019 гг. К тому же к 2015 году заработает вторая стадия месторождения "Шахдениз", в рамках, которой к 2018 году намечено получать дополнительно 5 млн. тонн нефтегазового конденсата (100 тыс. баррелей нефти в сутки). Все это позволит держать до 2030 года добычу нефти не ниже 30 млн. тонн в год, при этом как было отмечено пик в 50 млн. тонн можно будет держать до 2018-2019 гг.

ИА REGNUM Новости: Помнится, в начале 1990-х некоторые зарубежные эксперты, в частности, российские говорили о низкой перспективности дальнейшего развития нефтегазового сектора Азербайджана, но затем в 1994 году в Баку был подписан "Контракт века" и наступила новая фаза в 140-летней истории промышленной добычи азербайджанских углеводородов. Затем стали прогнозировать, что к началу XXI века будет нерентабельно добывать нефть в Азербайджане. Находят ли сегодня эти экспертные оценки своего подтверждения?

Вообще-то это неблагодарное дело - заранее прогнозировать, когда иссякнут запасы месторождений. К примеру, в 1949 году, когда в Азербайджане на Каспии был дан старт эксплуатации всемирно известного морского месторождения "Нефтяные камни", специалисты прогнозировали, что его запасы иссякнут к 1979 году, тогда как мы недавно отметили 60-летие эксплуатации "Нефтяных камней" и там все еще добывается нефть. Там до сих пор бурят новые скважины, дающие приличный уровень нефти, к тому новые технологии позволяют делать то, что не могли прогнозировать 30-50 лет назад.

Я помню как в свое время, после развала СССР, некоторые эксперты прогнозировали спад нефтедобычи в азербайджанском секторе к 2015 году и что к 2020 году Азербайджан станет сам закупать углеводороды за пределами страны. Не прошло и нескольких лет, как выяснилось, что такой сценарий не только маловероятен, но и исключен. Сегодня азербайджанская нефть экспортируется в 35 стран мира.

ИА REGNUM Новости: Как обстоят дела в газовом секторе?

За приобретение газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз" сегодня борются несколько стран мира, в частности Италия, Россия, Израиль, Турция, Греция, Болгария и другие. Я считаю, что на фоне спада интереса в мире к нефти и роста потребления голубого топлива, месторождения азербайджанского газа будут поступать в те страны, которые возлагали надежды на реализацию проекта NABUCCO. То есть и без NABUCCO, благодаря двусторонним контрактам с европейскими импортерами, азербайджанский газ поступает в страны Евросоюза. К тому же Азербайджан в перспективе полностью возьмет обеспечение газом соседней Грузии, а также Северного Кавказа - согласно подписанным с российской стороной договоренностям. С 2010 года в Дагестан начнут поступать первые объемы азербайджанского газа (500 млн. куб/м), а в перспективе 3-4 млрд. кубометров нашего газа полностью обеспечат весь Северный Кавказ. Сотрудничество в этом направлении осуществляется с российским гигантом "Газпромом" и не исключено что какие-то объемы азербайджанского газа по swap-контрактам через Россию поступят по проекту "Южный поток" в Европу.

С другой стороны, азербайджанские инвестиции в инфраструктуру Грузии и Турции позволят войти на внутренние газораспределительные рынки и электросети этих стран. Сегодня действуют контракты по поставкам нашего газа в Иран, в его районы, граничащие с Азербайджаном, а также через Иран и Турцию азербайджанский газ поступает в Нахичеванскую Автономную Республику.

В итоге, за исключением Армении, азербайджанский газ все больше приобретает значение для стран Южного Кавказа и соседних с регионом государств. Немалую роль в этом играет интенсивное расширение сети азербайджанских нефтегазовых инфраструктур, которые сегодня являются самыми развитыми на Каспии, что к тому же делает покупку и транзит углеводородов через Азербайджан выгодным с чисто коммерческой точки зрения.