Мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин уверен, что магазинов "халяль" в Казани должно быть больше, поскольку город является одним из мусульманских центров России, и нужно предоставить возможность верующим горожанам жить по канонам своей веры. Он распорядился оказывать содействие предпринимателям, готовым торговать халяльной продукцией. Делая данное заявление, казанский градоначальник пояснил, что магазины халяльной продукции пользуются большим спросом не только у мусульман, но и у православных, иудеев, а также "у людей других конфессий".

Кроме того, вскоре у мусульман заканчивается пост Рамадан (20 сентября), и к этому дню необходимо определиться с расположением новых торговых точек халяль. На этот счет Ильсур Метшин уже дал поручение провести переговоры с предпринимателями, которые готовы начать торговлю халяльными продуктами.

Таким образом, поддержка мусульманских канонов в Казани, до последнего времени проводившаяся местными властями неофициально, впервые была озвучена на административном уровне. Как объявлено на аппаратном совещании в мэрии, продукты с маркировкой "халяль" сейчас продаются в более чем 80 магазинах Казани. Но этого недостаточно: в ближайшем будущем в нескольких районах города будут оформлены еще четыре земельных участка для строительства "капитальных" магазинов "халяль".

Расширение сети халяльной торговли - не единственная мера для организации питания по законам шариата. Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, Казанский исполком настойчиво пытается внедрить систему халяльного питания в школах и даже детских садах. По словам заместителя руководителя исполкома Казани Рустама Нигматуллина, в настоящее время халяльную мясную продукцию получают в 12 татарских школах и 16 детсадах, но этого недостаточно. "Необходимо предусмотреть возможность питания по канонам веры и в общественных заведениях", - считает он.

Кроме вполне понятных и видимых причин активного внедрения питания по мусульманским канонам (мэр Ильсур Метшин регулярно посещает мечеть), есть и другие, возможно, более серьезные. Торговля халяльной продукцией обещает быть и уже становится весьма выгодным бизнесом - товары с маркой "халяль" стоят дороже. И тот, кто сможет взять производство этих товаров под контроль, получит в итоге настоящий "Клондайк", не прикладывая особых усилий и не инвестируя никаких средств.

ДУМ Татарстана, внимательно следящее за ситуацией, поспешило принять участие в перспективном деле. Именно при участии специалистов ДУМ РТ разработана система сертификации разрешенных мусульманских товаров. В феврале 2009 года систему "халяль" для маркировки пищевых продуктов, а также лекарственных средств зарегистрировало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ. Однако в Казани с 2005 года имеется комитет по стандарту "Халяль" - именно здесь готовились первые ходатайства в Госстандарт России на выдачу соответствующих сертификатов. Как заявляют организаторы, комитет является некоммерческим, а всего лишь контролирующим органом, необходимым, чтобы обезопасить мусульман от подделок. Однако любой контроль в России связан с определенными преференциями. И вряд ли в ДУМ РТ этого не знают.

Понимают это и в мэрии Казани. Рынок мусульманского питания развивается в России бурными темпами. Только в Татарстане мясопродукты "халяль" занимают уже около 10% от общего объема выпускаемых мясопродуктов, при этом ее ежегодный прирост составляет от 10 до 15%. Поэтому в нынешней ситуации, когда бюджет Казани испытывает невероятные трудности (дефицит составил около 1 миллиарда 165 миллионов рублей, а собственные доходы упали на 12,5%), для решения финансовых проблем все средства будут хороши. И если бы сейчас вместо халяльного питания некие заинтересованные структуры предложили мэрии Казани организовать весьма близкую по диетической методике, но столь далекую от духовных принципов ислама систему кошерного питания, то нет гарантии, что мэр Казани был бы категорически против. Ведь всем известно, что Татарстан - это пример межконфессиональной толерантности и замечательного мультикультурализма.