Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что уровень школьного образования в Кировской области является одним из лучших в стране. Об этом, как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-центре правительства Кировской области, он заявил в ходе визита в регион.

По информации пресс-центра, в субботу, 29 августа, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко посетил Кировскую область. В начале визита в регион министр, а также губернатор области Никита Белых и главный федеральный инспектор по Кировской области Татьяна Терёхина приняли участие в торжественном открытии новой школы в поселке Речной Опаринского района области.

На церемонии открытия школы Фурсенко отметил: "Именно школа является основой любого села и поселка. Очень важно, что, несмотря на экономические трудности, руководство области находит средства и возможности для строительства таких важных объектов".

Губернатор в своем выступлении подчеркнул: "Открытие школы в Речном - событие не только поселкового или районного уровня, но областного и российского. Правительство области будет строить только те школы, где есть перспективы и закрывать малокомплектные школы, где учится минимальное количество учеников и не дается необходимый уровень знаний".

Как отмечают в пресс-центре, средняя школа в Речном была построена в 1971 году изначально с нарушением технологий строительства (строилась из непросушенного, сырого бруса). По причине невыполнения предписаний Роспотребнадзора и Госпожнадзора последние два года школа работала без лицензии.

В 2008 году правительством области принято решение о строительстве нового здания для школы. Объем финансирования составил 117, 7 млн. рублей: в 2008 году из областного бюджета было выделено 13,8 млн. рублей, в 2009 году в рамках областной целевой программы "Дети Кировской области" - 103 млн. рублей, из муниципального бюджета было выделено более 900 тыс. рублей.

Новое 2-этажное кирпичное здание позволяет проводить обучение по обязательным учебным дисциплинам и дополнительным предметам. Всего в школе будет обучаться 149 учеников.

После посещения Речного Белых и Фурсенко провели короткую встречу в правительстве области, в ходе которой обсудили вопросы развития российского и регионального образования.

Далее глава региона и министр приняли участие в областном совещании педагогических работников, которое прошло в правительстве региона, провели встречу с одиннадцатиклассниками инновационных образовательных учреждений Кирова, а также посетили Вятский государственный университет, где с их участием состоялось заседание совета ректоров кировских вузов.

В частности, на областном совещании педагогических работников в правительстве области собралось около 500 представителей сферы образования региона.

Обсуждая с кировскими педагогами перспективы развития системы начального и среднего профессионального образования Фурсенко отметил: "Одним из результатов нацпроекта в сфере образования можно с уверенностью назвать определенное улучшение качества образования и материальной базы в данных учреждениях. Однако, чтобы повысить интерес молодежи к обучению в училищах и техникумах, им необходимо еще более активизировать работу по внедрению новых технологий обучения, по взаимодействию с работодателями. В ряде случаев имеет смысл интегрировать учреждения начального и среднего профобразования с вузами для того, чтобы получить единый мощный блок в рамках подготовки специалистов в определенной отрасли. Повысить статус технологического обучения призван и эксперимент по развитию системы бакалавриата".

Говоря о проблематике проведения итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена Фурсенко подчеркнул: "ЕГЭ выполняет одну из своих основных задач - выявляет реальный уровень подготовки выпускников и позволяет дифференцировать существующие проблемы в системе образования. Мы надеемся, что глубокий и взвешенный анализ результатов единого госэкзамена в будущем даст возможность корректировать образовательную политику по всей стране, начиная с определенных административных решений и заканчивая оказанием материальной поддержки школам".

Министр также отметил, что выпускники Кировской области в этом году по результатам ЕГЭ показали достойный уровень знаний.

В заключение совещания Фурсенко вручил ряду педагогических работников области знаки "Почетный работник образования РФ" и Почетные грамоты. Губернатор области вручил сертификаты 10 школам, ставшим победителями конкурсного отбора муниципальных общеобразовательных учреждений Кировской области, внедряющих инновационные образовательные программы.

Также в рамках визита в регион министр вместе с губернатором области посетил Вятскую гуманитарную гимназию, встретившись здесь с 11-классниками инновационных образовательных учреждений Кирова.

На встрече, в частности, шла речь о значительном количестве претендентов на бюджетные места в вузах в этом году.

"На самом деле так называемых льготников не больше, чем в прошлые годы, - отметил Фурсенко. - Однако, благодаря новым условиям поступления в вузы они подали результаты ЕГЭ, во многие высшие учебные заведения, что и создало соответствующее впечатление. Позиция государства - оказывать поддержку тем, кто имеет проблемы со здоровьем. Другое дело, что есть люди, которые нечестным образом получили высокие результаты ЕГЭ или справки, дающие право на льготное поступление. С этим будем разбираться" - подчеркнул Фурсенко.

Кировские учащиеся также задали министру вопрос об уровне заработной платы учителей. По словам министра, идет работа над тем, чтобы обеспечить уровень зарплаты педагога, равный среднему в регионе. Этому способствует в том числе введение отраслевых систем оплаты труда.

В свою очередь губернатор отметил тенденцию, когда, получив профессию, молодые люди не остаются жить в области: "Задача власти сделать так, чтобы в регионе было интересно работать и комфортно жить. Региональные власти прикладывают усилия к этому. Возможно, будут применяться финансовые механизмы для того, чтобы удержать тех, кто сдал ЕГЭ на высоком уровне, в нашей области".

На встрече министра с представителями совета ректоров вузов Кирова шла речь о научном и образовательном потенциале региона и о том, какие меры руководителям вузов и региональным властям необходимо предпринимать, чтобы этот потенциал не был утрачен.

Министр подчеркнул: "К сожалению, предпосылки ослабить этот потенциал в регионах существуют. В определённой мере это вызвано сокращением государственного финансирования научных и образовательных программ развития, связанного с экономическим кризисом. Но для тех вузов, которые разрабатывают инновационные программы, всегда есть шанс защитить свои разработки и получить государственные гранты".

Основной проблемой, которая в ближайшие годы ударит по профессиональному образованию, министр назвал серьёзный демографический спад. По его словам, если в 2006 году школы страны закончили около 1,2 млн. потенциальных студентов, в 2009 г. их стало уже всего 900 тысяч, а через два года, как ожидается, в России будет всего 700 тысяч выпускников школ.

"В связи с демографическим провалом, а также благодаря тому, что введённый по всей стране Единый государственный экзамен в 2009 г. значительно увеличил возможности выпускников, даже лучшие из частных высших учебных заведений недосчитались около 15% студентов, а где-то приём сократился наполовину. Серьёзный урон нанесён филиальной системе вузов. И, что особенно тревожно, остались незаполненными около 3 тыс. бюджетных мест в 42-х государственных высших учебных заведениях России, в основном в регионах. А так как уровень школьного образования, например, в Кировской области один из лучших в стране, кировские выпускники оказались вполне конкурентоспособны при поступлении в лучшие российские вузы, чем многие из них и воспользовались в 2009 году" - подчеркнул министр.

"В этой ситуации необходимо понимать, каким образом региональные вузы будут привлекать студентов в ближайшие годы. И, прежде всего, привлекать не только уровнем обучения в вузе, но и тем, какие перспективы будут у молодого специалиста после его окончания" - сказал Фурсенко. Перспективными и востребованными направлениями для Кировской области он назвал отрасли сельского хозяйства, биотехнологию, медицину. В этой связи необходима прочная связка вузов и школ в рамках работы по профориентации будущих студентов. Кроме того, как отметил министр, в регионах остро стоит проблема консолидации имеющихся ресурсов: "7 вузов и более 20 филиалов для Кировской области в сегодняшней ситуации - это многовато. Ректоры вместе с руководством региона должны думать о том, чтобы вузов в области было меньше, но чтобы это были более сильные высшие учебные заведения. Рациональное использование имеющихся ресурсов и поиск своих особенностей, своих центров превосходства над другими регионами - это путь сохранения и развития высшей школы в регионе".

По итогам визита министра Белых заявил, что правительству региона, потенциальным работодателям и научному сообществу, выполняя поручение министра образования и науки, предстоит оценить свои конкурентные преимущества, которые, безусловно, есть. Также необходимо понять свои недостатки, взвесить внешние угрозы и внутренние ресурсы и представить сводный анализ ситуации в сфере высшего образования в Кировской области.