Жительница Ярославля Лия Аббясова решила проанализировать воспитательные программы с национальным компонентом, по которым работают детские сады нашей страны, а также выяснить, насколько остро стоит проблема толерантности в среде дошколят ее родного города.

По официальной статистике, в городе проживают представители 12 национальностей. Лия учится в аспирантуре Ярославского государственного педагогического университета, работает над диссертацией "Адаптация детей разных национальностей к условиям дошкольного российского воспитания". Самыми лучшими из 8 рассмотренных программ (среди них есть как федеральные, так и межрегиональные) Лия считает программы А.Шаахметовой и М.Новицкой. Первая - "Программа воспитания детей на национальной культуре, народных традициях гуманизма и межнационального уважения" - реализуется на территории Татарстана. Автор делает попытку познакомить детей с тремя культурами и языками: русским, татарским и иностранным (например, английским). Полученные знания помогают сформировать этническую толерантность, а значит, у детей формируется положительная оценка своих товарищей, считает Лия. Автор региональной программы "Наследие" М.Новицкая предлагает изучать народный календарь, праздники, приметы и народные игры россиян. В то же время при желании на основе этой программы можно познакомить с культурами других народов.

Защита лЛииной диссертации состоится через три года. Пока же девушка готовится к анкетированию и интервьюированию ярославских дошколят, их родителей и воспитателей. Хочет на практике убедиться, каким образом формируется национальное самосознание у детей. В самом же Ярославле сегодня работают по традиционной федеральной "Программе воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении" или по межрегиональной программе "Радуга" Татьяны Дороновой, ориентированной на развитие самосознания ребенка. Ни в первом, ни во втором случае национальный компонент практически не учитывается.