"Прием в вузы по итогам ЕГЭ оказался довольно успешным, но систему необходимо усовершенствовать и развивать", - считает ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. 25 августа он вместе с ректором СПБГУ Николаем Кропачевым встретился с журналистами, для того, чтобы подвести итоги приема 2009 года и поделиться своими замечаниями относительно введения единого госэкзамена, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Как отметил Кузьминов, "сейчас идет активная дискуссия о результатах этого года, о том, насколько система "ЕГЭ плюс олимпиады" успешна". "Но мои впечатления в целом позитивные. ЕГЭ - это новый институт оценки и проверки знаний, независимый и объективный", - сказал ректор.

Среди самых важных достижений ЕГЭ, по мнению ректоров, можно особенно выделить то, что у выпускников появилась реальная свобода выбора. "Если абитуриент раньше мог готовиться максимум в два-три вуза, то теперь ситуация изменилась. Пора привыкать к новому состоянию рынка. Теперь - это рынок абитуриента, - считает Кузьминов. - Несомненно, позитивным достижением ЕГЭ является и рост доли региональных абитуриентов, "ведущие вузы снова работают для всей страны".

Кроме того, по мнению Николая Кропачева, был нанесен серьезный удар по коррупции и всей системе взяточничества и махинаций при поступлении в вузы. "Вспомните пресловутые ректорские списки, - сказал ректор СПБГУ. - Новая система хороша тем, что она открыта к изменениям, пусть даже сейчас в ней есть какие-то недочеты, их можно исправить. А вот с ректорскими списками сделать это было бы непросто".

Тем не менее, ректоры не склонны идеализировать ситуацию. У ЕГЭ действительно есть недостатки. В первую очередь, по мнению Ярослава Кузьминова, "единый госэкзамен - это федеральный экзамен, и он должен проводиться на федеральном уровне". "Однако его доверили проводить регионам, которые в свою очередь перепоручили это школам и муниципалитетам, что в корне неправильно", - считает Кропачев. Ректоры предложили привлечь к контролю за проведением ЕГЭ общественные организации, политические партии и федеральных служащих.

Немало нареканий вызывает и третья часть тестов - часть С, ответы на которую школьники должны давать в форме эссе. "Ее проверка должна проводиться не в школах тех же регионов, где проходит единый госэкзамен, а централизованно", - считает Кузьминов.

Для повышения достоверности ЕГЭ его результаты необходимо сравнивать со средним баллом по этим предметам за время школьного обучения, считает Кузьминов. В случае, если возникают подозрения, ученик должен будет пересдать экзамен, чтобы подтвердить свои знания.

Однако подобными организационными вопросами не исчерпываются претензии к ЕГЭ. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, "главная опасность ЕГЭ - в ликвидации школьных профилей". "Число дополнительных школьных предметов сокращается. Поэтому важно расширять масштаб олимпиад и конкурсов", - считает он.

Сейчас по итогам олимпиад в российские вузы зачисляют около 20 тысяч абитуриентов, что для России очень мало, отметил Кузьминов. Но и олимпиады также нуждаются в изменениях. Для обеспечения должного уровня проведения олимпиад Кузьминов предлагает проводить их силами нескольких вузов. "Целесообразно поручать проведение олимпиад группам из 3-4 ведущих вузов, по каждому направлению", - сказал он.

По мнению ректора Высшей школы экономики, наибольшие сложности возникли в этом году не из-за трех волн поступления, а из-за того, что были сохранены цифры контрольного приема в вузы. "Успешно справились с поступлением те вузы, которые не побоялись объявить список абитуриентов шире, чем число вакантных мест", - заявил он.

По словам ректоров, поступление 2009 года выявило и некоторые тревожные закономерности. Так наблюдался массовый отказ идти на некоторые специализации. На инженерные и педагогические специальности были принято большое число абитуриентов с баллом ниже 60 (меньше 4 по 5-бальной шкале оценок). "Нужны ли нам такие инженеры? - задается вопросом Николай Кропачев. - Пора задуматься о финансировании вузов и ввести нормативно-подушевое финансирование в зависимости от среднего балла ЕГЭ: от 60 до 74 - 100 тысяч рублей в год, 75 и выше - 200тыс. Абитуриенты, набравшие менее 45 баллов, вообще не должны поступать в вузы".

Ректор СПбГУ уверен, что "итоги можно уверенно назвать хорошими".

Кроме того, на пресс-конференции ректоры затронули такую проблему, как избыток некоторых специалистов, в частности, юристов и экономистов. "42 % абитуриентов пошли учиться на эти специальности. Хотя даже 35 % было бы вполне достаточно. Однако 42 % всех будущих юристов и экономистов учатся в непрофильных вузах, которые не дают должного образования и не могут подготовить квалифицированных специалистов. И при избытке людей с дипломами наблюдается нехватка профессионалов в этих сферах. Именно поэтому необходимо организовать жесткий аудит качества образования", - подвел итог Ярослав Кузьминов.