Все монорегионы обяжут создать собственные фонды финансовых резервов, то есть "подушки безопасности". Об этом пишет сегодня "Российская газета". Субъектам федерации дадут больше полномочий по распределению доходов между местными бюджетами, но и контролировать эффективность расходов будут строже. Такие предложения содержатся в концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах и муниципальных образованиях до 2013 года, опубликованной на сайте правительства, - сообщает газета.

До конца этого года Министерство финансов России должно будет подготовить изменения в Бюджетный кодекс, а также методические рекомендации по новым правилам.

Требование создавать свои "подушки безопасности" может коснуться примерно десятка регионов, прогнозирует директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Под норму, скорее всего, подпадут регионы, завязанные на "нефтянку" (Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область), металлургию (Липецкая, Вологодская, Кемеровская, Челябинская области). В концепции сказано, что требование об обязательном формировании фондов финансовых резервов должно быть предусмотрено для субъектов "с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры". С точки зрения долгосрочной перспективы это правильная рекомендация, но сейчас она сработает вряд ли, считает эксперт. "В состоянии тяжелой болезни напоминать о здоровом образе жизни, может быть, и полезно. Но особого смысла в этом нет", - говорит Зубаревич. Именно монорегионы, напоминает она, больше всего пострадали от кризиса. И силы надо направить на то, чтобы решить проблему нормального, а не ручного механизма их поддержки. Без этого им трудно будет выходить даже на выполнение базовых социальных обязательств, а отложить "на черный день" невозможно.

Параллельно правительство намерено строже подходить к бюджетным расходам в регионах. В концепции все регионы предлагается разбить на три группы по уровню управления своими бюджетами. За основу, судя по всему, возьмут долю бюджетных расходов, ориентированных на результат. Но точно критерии должен сформулировать министерство финансов. При этом "передовикам" бюджетного управления обещают поощрение.

Ужесточается и подход к регионам, накопившим долги или бюджетные обязательства. Уже по действующему законодательству при превышении порога задолженности в 30% от собственных доходов в них может вводиться временная финансовая администрация. По новым правилам планка понижается до 20% (если задолженность не падает в течение 90 дней) и даже до 10% (если регион не соблюдает план по восстановлению собственной платежеспособности). Совсем недавно, кстати, премьер уже посоветовал регионам быть крайне осторожными с займами.

До сих пор, напоминает эксперт газеты Алена Сало, временная финансовая администрация ни в один регион еще не вводилась, хотя под угрозой санкций и были два-три региона. По большому счету доведение региона до банкротства - редкость. Но проблема еще и в том, что не до конца понятны права и обязанности такого "внешнего управляющего". Что же касается качества управления бюджетами, то критерии оценки работы региональных финансистов пока слишком размыты, четкого формального подхода нет, а правильному управлению регионы сейчас никто не учит, сокрушается эксперт.