Исчезновение сухогруза Arctic Sea: версии произошедшего

Весь мир, 18 августа 2009, 18:58 — REGNUM  "Кому-то понадобилось остановить рейс Arctic Sea, и он это блестяще сделал", - считает главный редактор сетевого издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко. Сегодня, 18 августа, он встретился с журналистами и поделился своими гипотезами по поводу этого происшествия, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, 17 августа история с исчезновением сухогруза получила развязку. Корабль был обнаружен в Атлантике неподалеку от западноафриканского государства Кабо-Верде, а экипаж в составе 15 россиян был взят на борт сторожевого корабля "Ладный". Однако пока не известно, почему связь с судном была потеряна, и оно изменило маршрут.

Войтенко, следивший за ситуацией с самого начала развития событий, попытался воссоздать хронологию событий, происходивших с сухогрузом с момента выхода из порта Якобстад и до обнаружения судна.

Напомним, что сухогруз, принадлежащий финской компании и следовавший под флагом Мальты, перевозил лес на сумму около 2 миллионов долларов и следовал в алжирский порт Беджайя, куда должен был прибыть 4 августа. "Это был самый обычный рейс, - подчеркивает Войтенко, - но странности начались задолго до исчезновения. Уже 24 июля, когда корабль находился в международных водах, на судно было совершено нападение. Но вопреки всем обычным процедурам, об этом стало известно только спустя неделю. 28 июля исчезла вообще всякая информация о его местонахождении. И уже 8 августа ко мне обратились родственники пропавших моряков, и началась настоящая фантасмагория с поисками, огромным количеством противоречивой информации и версий случившегося".

Наиболее вероятными, по мнению редактора "Морского бюллетеня", представлялись три версии: "бандитское нападение, коммерческий разбой и спецоперация".

Но, как отметил Войтенко, версия о бандитском нападении и захвате с целью выкупа, не выдерживает никакой критики: "зачем нужно было захватывать самое дешевое судно с дешевым грузом, в месте, которое потенциально опасно для подобных мероприятий, где даже мобильная связь работает? Это очень сложно. Могли ли это сделать обычные преступники? Я не думаю, что это могло быть возможным", - заключил эксперт.

Он не склонен верить и в версию о коммерческом разбое. "Вся схема возврата долгов известна и разработана до мелочей. Осуществляя подобный захват более вероятно вместо денег получить серьезный приговор". Несостоятельна и гипотеза о захвате судна с целью превращения его в так называемый "корабль-привидение". "В 90-е годы прошлого века подобные мероприятия были не редкостью. Осуществляется захват судна, изготовляются фальшивые документы, и оно выставляется на рынке, подыскивается дорогой груз, с которым корабль-призрак потом и исчезает. Но захватывать именно Arctic Sea сейчас, когда сотни более дорогих судов пришвартованы, в том числе и в европейских водах, и похитить какое-либо из них не составит труда - в этом нет никакого смысла," - уверен Войтенко.

По его мнению, наиболее правдоподобна версия о спецоперации, осуществленной неизвестными в своих целях. "Объяснить исчезновение сухогруза можно единственным образом: рейс кому-то очень мешал. И этот кто-то пошел на уникальную операцию, достойную боевиков Спилберга, чтобы прервать его. Это была точечная операция, спланированная, и которую возможно было сделать только один раз в одном единственно верном месте. В Ла-Манше, к примеру, это было бы более рискованно".

Насторожило эксперта и поведение стран, вовлеченных в инцидент. "Такое ощущение, все просто решили не выносить сор из избы. Именно поэтому так противоречива вся поступающая информация". Он отметил, что версии, выдвинутые европейскими СМИ (пиратство и экономическая подоплека) не выдерживают критики.

"Я категорически исключаю возможность пиратского нападения. Можно объяснить захват контейнеровоза, автомобилевоза с ценным грузом не менее 10 млн долларов, но захватывать лесовоз, груженый дровами, в самом опасном и неудобном для захвата море - это абсурдно. Вся логика подсказывает, что все дело в рейсе Северная Европа - Алжир".

Тем не менее, Михаил Войтенко признает, что история с исчезновением сухогруза очень запутана и пока выносить окончательный вердикт рано. В одном он уверен: "Что бы ни случилось на борту судна, моряки совершенно точно не были причастны к этому".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.