Рынок торговой недвижимости Москвы в краткосрочной перспективе ждут тяжелые времена - к такому выводу пришли аналитики рынка недвижимости - эксперты компаний "Неокон" и "Panorama Estate".

По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM Новости от "Panorama Estate", пессимистический сценарий развития ситуации предполагает дальнейшее падение ставок для арендаторов. При этом объем вакантных площадей будет расти, а предложение торговых площадей стабилизируется. По мнению аналитиков, на данный момент есть все предпосылки для реализации именно такого сценария развития событий: ставки для якорных арендаторов уже упали ниже уровня начала 2003 года и близки к эксплуатационным расходам. Потоки посетителей торговых центров сократились практически повсеместно, и многие неякорные арендаторы сокращают свое присутствие в центрах, закрывая убыточные торговые точки.

К началу кризиса рынок торговой недвижимости подошел с "пузырем" потребительских расходов, который сейчас стремительно сдувается, поясняют ситуацию эксперты. В докризисный период спрос на потребительские товары базировался на росте постоянно растущих реальных доходов населения и поддерживался стремительным увеличением объема кредитования физических лиц. В условиях кризиса кредитный ресурс для всех участников процесса фактически исчез (вместо этого надо выплачивать ранее взятые займы), а реальные доходы населения существенно упали, поэтому потребители не в состоянии поддерживать прежний уровень расходов. Спрос на товары снижается, поток посетителей редеет, а сами посетители сокращают свои траты. В итоге, выручка и прибыль как арендаторов, так и арендодателей, сокращается, констатируют аналитики.

Эксперты прогнозируют долгосрочное снижение спроса на потребительские товары, которое будет связано с длительным кризисом в мировой экономике и экономике страны. Продолжится снижение спроса на непродовольственные товары: в первую очередь, на товары длительного пользования (мебель, бытовая электроника и т. п.), затем - товары повседневного спроса (одежда, обувь и т. п.). Это сильнее всего ударит по неякорным арендаторам - они будут вынуждены сокращать значительную часть точек в торговых центрах. Также пострадает индустрия досуга и развлечений - расходы на них уже существенно снизились. В последнюю очередь падение спроса затронет продуктовый сегмент - здесь предпочтения потребителей будут смещаться в сторону более дешевой продукции (впрочем, как и в других группах потребительских товаров).

С учетом этих обстоятельств, считают аналитики, пройдет эпоха стандартных торгово-развлекательных центров для среднего класса, и важной тенденцией станет процесс смены якорных арендаторов: операторы, предлагающие сравнительно дорогой ассортимент продукции, будут заменяться на арендаторов, реализующих более дешевые товары или будут вынуждены пересматривать свой ассортимент.

По мнению экспертов, в ближайшее время станут востребованы более эффективные с точки зрения издержек торговые форматы, которые до сих пор не были в полной мере представлены на российском рынке - такие как "retail park (торговый центр целевой покупки, состоящий из нескольких "якорей", как правило, формата гипермаркетов, находящийся за городом с целью минимизации инвестиционных издержек и обеспечения минимальных ставок аренды), "outlet mall" (торговый центр, в котором арендаторами являются производители одежд и обуви и дисконтные магазины).