28 мая на сессии республиканского парламента депутаты во втором чтении рассмотрят законопроект "О выборах депутатов Верховного совета республики Хакасия". Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Верховного совета республики Хакасия, необходимость его принятия диктуется изменениями в федеральном законодательстве. Возможно, обсуждение деталей законопроекта будет жарким: в портфеле председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Светланы Могилиной собрано свыше 60-ти поправок. Однако основного в содержании закона о выборах поправки не коснутся - не менее половины депутатов IV созыва будут избираться по партийным спискам. К каким изменениям в работе высшего законодательного органа республики это может привести рассказал заместитель председателя Верховного совета Юрием Шпигальских:

- Российское законодательство действительно требует, чтобы все законы субъектов Федерации, касающиеся выборов, до 15 июля были изменены в части избрания парламентов. Не менее 50 процентов депутатов любого парламента России будет избираться по так называемым партийным спискам. Что это значит? Получают право и возможность участвовать в выборах по партийным спискам именно те политические партии, которые зарегистрированы на федеральном уровне и имеют статус общероссийских. Не региональные, обратите внимание - как на прошлых выборах в Красноярском крае. Там, кстати, в Думе большинство мест набрали как раз не федеральные партии и объединения, а местные.

- "Наши"?

- "Наши" и другие. Принятие новых законов позволит участвовать в предстоящих выборах в регионах только федеральным партиям. Более того, есть еще один федеральный закон - закон о политических партиях и объединениях, который жестко требует от них обязательного участия в выборах. И если какие-либо партии пропустят выборы на региональном или федеральном уровне, то могут лишиться своего статуса. Законодательство жестко двигает партии к участию в выборах.

- Так выстраивается общегосударственная модель партийно-представительного демократического механизма в регионах?

- Да, общего для всей страны. Для нас это совершенно новый подход к региональным выборам, раньше мы выбирали только по одномандатным округам. Партии участвовали, выдвигая своих представителей в округа. При этом явной политической партийной борьбы в период выборов мы особо не ощущали. С принятием закона ситуация резко изменится. Всего депутатских мест в Верховном совете Хакасии 75. "Не менее половины" - это значит, что партии будут претендовать на 38 мест.

- Эти цифры можно изменить законодательным путем?

- Такие предложения вдруг зазвучали: "Необходимо увеличить общее количество мест, в связи с тем, что мест для партий будет больше, чем для депутатов-одномандатников". Считаю это преждевременным.

- 75 - это что, идеальная цифра?

- Это не идеальная цифра. Сказать, вот 75 депутатов - и точка - нельзя. Но эта цифра приближена к истине. Из чего я исхожу? Мы анализировали картину по субъектам Федерации: у кого сколько мест, видели крайности - когда на уровне края или области избирается 15-20 депута-тов. Парламент получается карманным. Там уже сидят не депутаты, скорее - боссы. Они могут легко увязывать свои интересы с исполнительной властью и региональные парламенты перерастают качество, которое им законодательно определено - быть представителями различных слоев населения.

А в них должны быть представлены бюджетники - врачи и учителя, предприниматели и хозяйственники, экономисты, юристы. Все должны быть. Даже присутствие безработных и людей пенсионного возраста в парламенте оправдано - чтобы их интересы не затерялись на фоне других.

Плохо, когда парламент становится однородным. Если там будут одни бюджетники - директора школ, врачи, то проблемы начнут возникать у предпринимателей и хозяйственников. Если там будут только предприниматели, появятся проблемы у бюджетников. Парламент это не только законодательная власть, но и представительная. Принимая законы, депутаты должны учитывать настроения различных слоев населения. А когда в парламенте 15 или 20 депутатов - получается, мягко говоря, не совсем хорошо.

- Другая крайность - когда в парламенте региона 100-120 мест.

-Такому парламенту сложно работать. В Государственной Думе 450 человек, и все работают на освобожденной основе. В региональных парламентах, как правило, большая часть не работает на освобожденной основе. Из-за этого возникают трудности, поскольку далеко не все имеют возможность качественно проработать те законы, которые принимают. Иногда возникают казусы. Я считаю, мы более-менее на такой серединке находимся, когда нет и ни той, ни другой крайности.

- То есть в Верховном совете Хакасии по количеству депутатских мест достигнуто равновесие?

- Достигнуто. Правда, предстоящие парламентские выборы с учетом выборов по партийным спискам внесут много нового. В законе сказано, например, что по партийным спискам в парламенте должно быть представлено не менее двух партий.

- А если пятипроцентный барьер преодолеет только одна?

- Выборы по партийным спискам признают несостоявшимися. Думаю, у нас этого не произойдет, потому что 3-5 партий этот барьер преодолеют точно. Сегодня среди претендентов - тех, кто будет участвовать в региональных выборах - пятьдесят партий и объединений. Это те партии и объединения, которые зарегистрированы в Москве и имеют у нас отделения. Через год - к выборам - их количество может увеличиться. Поэтому будет борьба.

- Плохо это или хорошо для парламента?

- Нужно поработать, чтобы узнать насколько это лучше или хуже. Просто задачи усложнятся у руководства парламента. Надо будет каким-то образом сбалансировать интересы всех партий и депутатов-одномандатников.

- Будет ли учитываться партийное представительство при формировании состава и руководства парламентских комитетов?

- Возможно. Какие-то договоренности между фракциями однозначно будут.

- О партийных списках: в их состав могут войти кандидаты, не проживающие на территории республики?

- Ни наше, ни российское законодательство не запрещает этого.

- На Ваш взгляд, Хакасия является "лакомым кусочком" для депутатов со стороны?

- Через партийное представительство появится возможность получить статус депутата представителям каких-либо финансово - промышленных групп. Такие варианты возможны.

- При обсуждении законопроекта о выборах возникло много споров о размерах изби-рательного фонда для кандидатов.

- Кандидат в депутаты по конкретному одномандатному округу может быть зарегистрирован после определенных процедур, а именно после сбора подписей избирателей - не менее 2 процентов от числа избирателей округа. Их проверит избирком, и если вопросов не возникнет - кандидат зарегистрирован.

Второй вариант - кандидат может внести залог в объеме 15 процентов от предельной суммы всех средств избирательного фонда. Для кандидата одномандатного округа она составляет 500 тысяч рублей, следовательно, сумма залога - 75 тысяч рублей. Для избирательного объеди-нения максимальный размер фонда - 3 миллиона рублей, взнос соответственно превысит 800 тысяч. Подчеркиваю, это предельные цифры. Больше нельзя, меньше - можно. Можно три рубля положить, десять. За агитационную работу нужно платить. Цены, особенно перед выборами, высоки. Деньги могут уйти в тень.

- Сколько в среднем избирателей проживает в одном округе?

- Чуть больше десяти тысяч.

- Значит, без внесения залога необходимо собрать около 200 подписей?

- Это вполне реально. Проще, конечно, подписи собрать. Денежный залог вносят единицы.

Сегодня идут споры: много или мало 500 тысяч для кандидата в депутаты? Для Хакасии может быть и много, я с этим могу согласиться. Эта цифра может быть скорректирована в сторону понижения при принятии закона.

- Нельзя сравнивать затраты в Абакане и в районах - цены слишком разные...

- Расходы идут не только на рекламу, деньги идут на переезды, а в этой части в Абакане расходы значительно меньше. Пешком можно округ обойти, а в районах нужно объехать все села, там расстояния в 200-300 километров. Поэтому сказать, где дешевле трудно.

-В чем, на Ваш взгляд, смысл инициированного федеральным центром изменения законов о выборах во всех регионах страны?

- До этого момента в основном выборы шли по мажоритарной системе. С участием региональных партий были некие эксперименты. А в основном голосовали за кандидатов по одномандатным округам. Сейчас, в принципе, один порядок меняем на другой, но общий для всех, унифицированный. Почему меняется система выборов? Мне кажется, основная идея - нас призывают, подталкивают, создают условия для того, чтобы в стране развивалась партийная парламентская система, как более цивилизованный механизм демократии.