Абхазская железная дорога может поступить в доверительное управление РЖД

Гагра, 14 августа 2009, 19:33 — REGNUM  Абхазская железная дорога (АЖД), возможно, поступит в доверительное управление ОАО "РЖД". Такой вопрос обсуждался в Сухуме во время визита премьер-министра России Владимира Путина в Абхазию. На переговорах с участием президента Абхазии Сергея Багапш было подписано соглашение об оказании помощи республике в социально-экономическом развитии. Об этом пишет сегодня центральная транспортная газета РЖД "Гудок".

Владимир Путин пояснил, что совместный план социально-экономического развития Абхазии на 2010-2011 годы предусматривает выделение Москвой 10,9 млрд руб. Министр транспорта России Игорь Левитин рассказал "Гудку", что на переговорах, в частности, обсуждалось восстановление в Абхазии инфраструктуры всех видов транспорта - автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного.

В свою очередь министр экономики Абхазии Кристина Озган подтвердила "Гудку", что готовится ряд соглашений в транспортной сфере. Решение о восстановлении инфраструктуры важно принять в максимально сжатые сроки, добавляет она: "Сейчас железная дорога не позволяет осуществлять перевозки в том объёме, в котором есть необходимость. После её восстановления Абхазия сможет экспортировать грузы в Россию, в том числе и на олимпийские объекты в Сочи". На железной дороге Абхазии пока восстановлено сообщение по временной схеме, допускающей скорость не более 60 км/ч.

Объём средств, которые необходимо вложить в налаживание работы транспорта, будет подсчитываться, однако примерно эта сумма может составить 10 млрд руб., сообщил Игорь Левитин. Весь бюджет республики составляет около 2 млрд руб. По словам Левитина, часть средств, вероятно, поступит из российского бюджета (в нём будут предусмотрены расходы на помощь Абхазии), другая часть от инвесторов - частных компаний. Например, нужно будет сократить перевозки автомобильным транспортом, чтобы не допускать очередей на границе. Министр пояснил, что на поездку автобусом от Сочи до Гагр уходит 40 минут. А на переход через границу из-за автомобильных пробок может понадобиться до 5 часов. Электричкой от Сочи до Гагр можно будет добраться за 30 минут, добавил он.

Что касается модернизации железной дороги, пока не определено, в какой форме будет производиться реализация этого проекта. Как пояснил "Гудку" пресс-секретарь президента Абхазии Кристиан Бжания, инициатива о передаче её в доверительное управление РЖД исходила от Сергея Багапш. "Бюджет нашего государства социально ориентирован, и средств для инвестиций в модернизацию инфраструктуры нет. Поэтому и было решено обратиться к РЖД", - сказал пресс-секретарь. По его словам, принципиально важно, что форма доверительного управления оставляет основные фонды железной дороги в собственности Абхазии.

Он рассказал, что Багапш обратился к Путину с просьбой выделить на эти цели РЖД средства из государственного бюджета России. Средства будут возмещены за счёт прибыли от перевозок по АЖД. "Официального соглашения ещё не подписано, но принципиальное одобрение проекта всеми заинтересованными лицами уже есть", - подчеркнул Кристиан Бжания.

Схема, не меняющая собственника, является не только приемлемой для Абхазии, но и выгодной для партнёров, убеждена Кристина Озган. "Необходимые средства, во всяком случае для этапа восстановления нормального движения электричек на 180 км участка Сухум - Очамчира, составляют примерно 2 млрд руб.", - сказал "Гудку" вице-президент РЖД Владимир Воробьёв. Он также сообщил, что РЖД готово выступать не в качестве инвестора, а в качестве доверительного управляющего. Компания предоставит подвижной состав, организует перевозки. По предварительной оценке, по дороге будет перевозиться примерно 6 млн тонн грузов в год. Владимир Воробьёв сказал, что в течение трёх месяцев после того, как будет подписано соглашение РЖД с АЖД о доверительном управлении, в республике будет восстановлено железнодорожное сообщение. Согласие на предложение о доверительном управлении поступало пока только от РЖД, говорит Кристина Озган, и, скорее всего, управление будет доверено именно этой компании с мировым именем.

Проект выгоден не только для Абхазии, убеждена Кристина Озган. "В рамках стратегии развития Южного федерального округа России будут создаваться условия по обеспечению транзита через него между странами Европы и Азии. Абхазия имеет хороший потенциал на этом направлении. Есть несколько проектов развития транспортной инфраструктуры республики, возможности для привлечения грузопотоков стран Черноморского, Средиземноморского и Каспийского бассейнов. Только одно "но": железная дорога - не сквозная ввиду политической неурегулированности с Грузией. Однако Абхазия имеет выход в море, поэтому может обеспечивать транзитные перевозки между странами Европы и Азии".

Тем не менее главными остаются вопросы финансирования реконструкции железной дороги. Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД Сергей Столяров рассказал, что пока планируется выезд специалистов РЖД и профильных институтов в Абхазию для того, чтобы определить, что необходимо для восстановления железной дороги. Расходы будут зависеть от экономического обоснования, вынесенного после обследования инфраструктуры, уточнил Столяров.

Во время войны 1992 года железная дорога в Абхазии была разрушена, сквозное движение по ней между Закавказьем и Россией прекратилось. Сравнительно быстро удалось восстановить участок Ткварчели - река Псоу на границе с Россией. Пассажирское движение восстановили 25 декабря 2002 года. Протяжённость однопутной АЖД - 221 км. Электрификация сохранилась лишь на участке Псоу - Сухум. Подвижной состав сильно изношен, для организации движения используется сотовая связь. В июне-июле 2008 года силами российских Железнодорожных войск был отремонтирован участок Сухум - Очамчира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.