В июле в России прошла волна ДТП с участием автобусов. В Чувашии ДТП с участием пассажирского транспорта тоже далеко не редкость, чаще всего они происходят с маршрутками. Автомобилисты не зря недолюбливают водителей маршрутных такси: вечно спешащие "ГАЗели" часто создают на дорогах города и республики проблемные ситуации. О мерах, которые могут снизить количество аварийных ситуаций на дороге, рассказал в интервью ИА REGNUM Новости заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по Чувашии Андрей Симзяев.

REGNUM: Cтатистика ГИБДД Чувашии говорит, что за 7 месяцев 2009 года в республике произошло 109 ДТП с участием пассажирского транспорта, погибли 10 человек, ранены - 168.

Начнём с того, что это - общая цифра: ДТП с участием всех транспортных средств с числом мест более восьми. Сюда входит как лицензированный транспорт с жёлтыми номерами, так и колхозные и частные автобусы. За лицензированным пассажирским транспортом мы осуществляем более действенный и жёсткий контроль, и здесь цифры статистики значительно ниже: 38 ДТП, трое погибших, 74 раненых. Частные автобусы контролировать значительно сложнее. Если говорить о причинах аварий, то это общеизвестные виды нарушений правил дорожного движения - превышение скорости и выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона.

REGNUM: Какие меры предпринимаются для предотвращения таких ситуаций?

Меры постоянно ужесточаются. Возьмите любую нашу ежедневную сводку о проделанной работе, сразу всё увидите. Например, в настоящее время - с 25 июля по 25 августа - мы проводим профилактическое мероприятие по предупреждению ДТП с участием автобусов. Сюда входят, прежде всего, проверка предприятий, имеющих пассажирский транспорт, на предмет организации перевозок. Проверка предполагает даже условия хранения транспорта в нерабочее время - то есть наши инспекторы в ночное время проверяли дворы и места парковки на предмет оставленных там микроавтобусов, которые, по правилам, должны стоять на оборудованной стоянке или в гараже компании-перевозчика. На контрольных постах милиции ежедневно проверяется не менее 70 автобусов - в порядке ли необходимые документы, пройден ли техосмотр, есть ли в автобусе соответствующее оборудование (аптечки, огнетушители, знаки аварийной остановки, ремни безопасности). После серии аварий со школьных автобусами осенью 2008 года мы не только внепланово проверили техническое состояние всех автобусов, перевозящих школьников, но и водителей на предмет знания правил дорожного движения. К примеру, одна из последних таких проверок, в апреле 2009 года, показала, что из 277 школьных автобусов предъявляемым техническим требованиям соответствовали только 63 транспортных средства (26%). При этом основными нарушениями стали отсутствие устройства ограничения скорости, нерабочее состояние фиксаторов поясных ремней безопасности, сигнальных кнопок о необходимости остановки, а также устройств, препятствующих началу движения при открытых дверях. Выявлены случаи допуска в эксплуатацию школьных автобусов, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Зачёт на знание правил дорожного движения показал довольно низкий уровень профессиональной подготовки водителей: из 180 водителей зачёт сдали только 65.

REGNUM: Борьбу с "расхлябанностью и преступной разболтанностью", о которых говорил президент Медведев, нужно начинать с себя. И прежде всего людям с "корочками". Но в силу их воздействия на инспекторов статистика нарушений правил чиновниками, наверняка, не слишком тревожная.

У нас нет такой статистики - только потому, что мы не разделяем нарушителей по такому принципу. Но должен отметить, что сейчас идёт обратная тенденция: те руководители, которые в теории могли бы воспользоваться своей "корочкой", предпочитают её не предъявлять и представляются временно безработными. Платят штраф, зато избавляются от дальнейших проблем, ведь все данные о нарушителях у нас заносятся в специальный список. Я считаю, что это хороший признак, что человек не пытается показать значимость своего положения, статуса, понимая, что это его всё равно не освободит от ответственности.

В контексте темы пассажирских перевозок отмечу, что рамках существующего законодательства мы обязательно применяем предусмотренные санкции Кодекса административных правонарушений за различные нарушения ПДД. Если водитель сознательно допустил нарушения скоростного режима, чтобы успеть довезти пассажиров или еще для чего-то, то штрафуем по-максимуму, тут и разговаривать с водителем нечего. И президент, и министр внутренних дел России неоднократно говорили в обращении к участникам дорожного движения, что на дороге все равны и нет никаких приоритетов. Задача инспектора - выявлять и пресекать вовремя нарушения ПДД, чтобы не было таких ЧП. Прокурор и судья не посмотрят на то, кому принадлежит этот автобус, если там будут погибшие - это уголовное дело будет расследоваться по закону, и виновные в аварии должностные лица или водитель будут привлекаться к ответственности.

REGNUM: Введут ли постановление для всего пассажирского транспорта о движении только по правой полосе?

Сейчас во многих городах выделяют полосы для общественного транспорта, недавно Москва пошла по этому пути. В ПДД предусмотрен знак - полоса для движения маршрутных транспортных средств и разметка на асфальте - буква А. Фактически на эту полосу не должны заезжать другие транспортные средства. Такая полоса в Чебоксарах имеется в районе старого автовокзала, ж/д вокзала и колхозного рынка, но, к сожалению, водители не обращают внимания на эту полосу, не принято у нас. Но с другой стороны, в правилах чётко написано, что в пределах населенного пункта разрешается движение по любой из полос. Возможно, для этого нужно пересматривать ПДД. Последние действующие правила утверждены постановлением Совета министров правительства РФ 23 октября 1994 года. После этого неоднократно вносились дополнения по тем или иным позициям. Эти изменения связаны не только с реалиями сегодняшнего дня, некоторые положения правил приводятся в соответствие с мировыми соглашениями, с Конвенцией о дорожном движении.

REGNUM: А что из технического оснащения пассажирского транспорта сможет уменьшить количество нарушений?

Есть постановление правительства, что на междугородних и международных перевозках должны устанавливаться тахометры. Но с этим пока проблемы, связанные с финансированием. Кроме того, и на постах ГИБДД нет приборов для считывания информации с тахометра. А ведь совсем неплохо: остановили автобус, попросили у водителя "чёрный ящик", грубо говоря, карточкой провели - и вся информация по маршруту есть. Сколько ехал и отдыхал, где останавливался и с какой скоростью ехал - все это было бы видно. Если бы установка тахометра вменялась в обязанность, водителям было бы, конечно, невыгодно нарушать ПДД, потому что по показаниям этого прибора их можно было бы привлечь к административной ответственности. Например, в Новочебоксарске на маршрутных автобусах установлены GPS-передатчики, и диспетчер может полностью отслеживать маршрутки, которые движутся по городу: их скорость, место нахождения в данный момент. Водитель, находясь под постоянным контролем диспетчера, конечно, не нарушает ПДД. То есть GPS-передатчики влияют реально. А в Чебоксарах получается, что только сотрудники госавтоинспекции осуществляют контроль за скоростным режимом, и тут только "попался - не попался"...У водителя есть реальная возможность где-то нажать на газ, быстрей проехать...

REGNUM: То есть Новочебоксарске действительно меньше ДТП?

Действительно стало меньше - за год почти на четверть. За 7 месяцев этого года там произошло 45 ДТП (за аналогичный период прошлого - 58). Погибших нет - в прошлом было зарегистрировано четыре смертельных случая в результате аварий, пострадавших 55 человек - в прошлом году - 71. Дисциплинируются и пешеходы, которые здесь всегда отличались беспечным поведением на дороге, видимо, в силу небольшого города и транспортного потока. Так, число ДТП с участием пешеходов сократилось на 42% - до 8 случаев.

REGNUM: А что предпринимается для безопасности пассажира в салоне?

Ремни безопасности, которые, к сожалению, на наших автобусах практически отсутствуют. Это и первый, и основной способ защиты. За границей все автобусы - даже большие, которые имеют 50 мест и более - обязательно оборудованы поясными ремнями безопасности, не пристегнутых пассажиров не перевозят. У нас ремнём безопасности пристегнут только водитель, и, конечно, при столкновении у пассажиров происходят значительные травмы. К примеру, на последней аварии с маршруткой, которая была на Гузовского, видно было, что люди при падении своей массой просто сломали кресла, естественно получили увечья, только из-за того, что не были пристегнуты ремнями безопасности. Конечно, необходимо вводить в закон, чтобы все пассажирские места автобуса были оборудованы ремнями безопасности. А у нас наблюдается парадоксальная ситуация - когда водители снимают все эти ремни дл я якобы большего комфорта пассажиров. Впрочем, на некоторых маршрутных такси ремни в салонах имеются, но все равно люди не пристегиваются. За границей водитель не поедет в рейс, пока не убедится, что все пристегнуты ремнями безопасности.

REGNUM: Будут ли усиливаться требования к опыту водителей пассажирского транспорта?

Раньше, чтобы быть водителем маршрутного автобуса нужно было иметь не только категорию Д, но и стаж вождения не менее 3-х лет. Сейчас этого требования нет, и любой человек, который только что обучился или прошёл переподготовку на категорию Д, получил водительское удостоверение, уже садится на маршрутку. На пассажирском предприятии всё-таки к этому подходят более ответственно, заставляют стажироваться на маршруте, то есть весь комплекс тех мер, который должен применяться к стажёру, выполняется. А вот, к сожалению, на маршрутках у частных лиц такого не бывает. Предъявил водительское удостоверение категории Д: вот тебе маршрутка, вот маршрут - езжай. И даже лишение водительских прав нарушителя для владельца маршрута ничего не значит, там большая кадровая чехарда.

REGNUM: Ряд российских городов, в частности, Казань отказалась от маршруток и перешла на автобусы. Такие попытки предпринимались и в Чебоксарах. Между тем, визуально жёлтых "ГАЗелей" не становится меньше.

Мы, госавтоинспекция, осуществляем только контрольно-надзорные функции, а организация перевозочного процесса возложена на соответствующие органы исполнительной власти. Уровень организации работы транспорта во многом зависит от принципиальности позиции глав районов и городов. Сейчас город Чебоксары заменяет на внутригородских маршрутах "ГАЗели" на автобусы большей вместимости. Это правильно, во-первых, большой автобус и не разгонишь, а перевозит он в три, а то и в пять раз больше, чем та же "ГАЗель". Во-вторых, я считаю, что, по уровню комфорта, "Мерседесы", "Ивеки" и "Форды" на 20-25 мест, не только не уступают, а напротив, передвижение на таких маршрутных транспортных средствах гораздо удобнее.

По данным мэрии столицы Чувашии, ежедневно на городских маршрутах в режиме маршрутного такси работают около 460 микроавтобусов.