Станислав Тарасов: Разрушить и вернуть на Восток: Брайза в истории Кавказа

Баку, 13 августа 2009, 11:59 — REGNUM  

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза совершает визит в страны Закавказья. В Армении и Азербайджане, естественно, он в очередной раз обсуждал пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Скорее всего, это прощальный визит американского дипломата в этот регион в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Сейчас упорно циркулируют слухи о назначении Брайзы послом США в Азербайджане. " Я очень хотел бы работать на Южном Кавказе, - заявил в этой связи дипломат. - Но что касается вопросов назначения послом в ту или иную страну, то это в компетенции американского президента. Однако пока такого решения Барак Обама не принял". Брайза также заявил, что он не в курсе и не знает, кто будет сопредседателем Минской группы ОБСЕ от США. Но надеется, что президент США "назначит на эту должность дипломата, владеющего информацией о регионе".

Специалистов по Кавказу в государственном департаменте действительно раз-два и обчелся. Дело в том, что Брайза на теоретическом и практическом уровне долгое время занимался разработкой американской внешней политики как на кавказском направлении, так в регионе Большого Ближнего Востока и постсоветского пространства. За это время он наладил рабочие и личные отношения с лидерами стран Закавказья, что позволило Вашингтону достаточно эффективно осуществлять в этом регионе свою политику. Более того, по некоторым сведениям, Брайза относится к числу разработчиков геополитической концепции бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс о так называемом " Большом Ближнем Востоке". Она предусматривает необходимость разрыва "пуповины" закавказских стран с бывшей метрополией - Россией - и перевод их в иное "историческое геополитическое измерение", в котором ранее, значительно дольше, нежели Россия, доминировали Персидская и Османская империи. Соответственно такой подход ставит под сомнение легитимность установленных большевиками в Закавказье административно-территориальных границ (после развала СССР стали государственными границами).

Причем, заметим, что действия Вашингтона на этом направлении небезуспешны. В Ираке фрагментация страны на три зоны - курдскую, шиитскую и суннитскую - уже объективная реальность. Велика вероятность развития событий по этому сценарию и в Афганистане. Грузию тоже подтолкнули к вооруженному вторжению в Южную Осетию. В результате она потеряла бывшие "свои территории". Любопытно в этой связи отметить, что будучи в Тбилиси Брайза получил из рук президента Михаила Саакашвили Орден славы "за заслуги в развитии дружбы между США и Грузией. И, возможно, не только это. До сих пор не опровергнуты слухи о том, именно Саакашвили финансировал громкую турецкую свадьбу Брайзы с Зейно Баран, на которой пили и ели многие формально нейтральные должностные лица, включая спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби.

Американской дипломат теперь обозначил "главное стратегическое направление", которое должно стать приоритетным для Грузии: "Мы обучим и поможем тем грузинским солдатам, которые поставят свою жизнь на линию защиты наших общих стратегических интересов и общих ценностей", - многозначительно заявил Брайза. Он также отметил, что США помогают Грузии в развитии профессиональной армии, которая "будет бороться... в Афганистане". Кстати, согласно принятому 6 августа постановлению парламента Грузии, осенью грузинская пехотная рота отправится в Афганистан, а в 2010 году Грузия направит туда подразделение в объеме батальона.

Теперь очередь за урегулированием карабахской проблемы. В Ереване Брайза сделал по этому поводу важное заявление: "Президент Ильхам Алиев уже говорил, что 5 районов будут возращены сразу, а остальные два в течение 5 и более лет. А статус Нагорного Карабаха будет определен в тот момент, когда стороны будут к этому готовы, точные сроки назвать невозможно". Но более всего удивительно то, что азербайджанская сторона почему-то усмотрела в этом приверженность США принципу сохранения территориальной целостности страны в качестве "основного необходимого условия урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Например, бакинский политолог Фикрет Садыхов следующим образом оценил "маневр высказываниями" Брайзы: " Что же касается оккупированных районов, то по обновленным Мадридским принципам, Азербайджану должны быть возвращены все 7 оккупированных азербайджанских районов. Тут двух мнений быть не должно. Мы всегда настаивали на этом, подчеркивали это на переговорах. В совместном заявлении, сделанном главами стран-сопредседателей в Италии, также четко была высказана мысль о том, что районы Азербайджана должны быть возвращены стране. Вопрос Нагорного Карабаха будет параллельно вестись, и будет определяться в результате переговоров, в рамках территориальной целостности Азербайджана".

Это - пример извращенной логики мышления. Так называемые обновленные Мадридские принципы, которые были подготовлены 25-26 июля в Кракове сопредседателеями Минской группы ОБСЕ, в частности, предусматривают проблему определения статуса Карабаха "путем свободного волеизъявления, обеспечения сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывода войск с контролируемых территорий". Это еще раз подтвердил и Брайза: "Наша позиция однозначная - 7 районов вне Нагорного Карабаха должны быть освобождены, а остальные вопросы и вопросы статуса Карабаха, как говорится в заявления трех президентов России, США и Франции и как предполагают Мадридские принципы, найдут свое решение на последующих этапах".

Если во время предстоящего референдума в Карабахе сохранится межэтническая пропорция - 76 % армян и 23% азербайджанцев, как было до начала конфликта, то исход референдума очевиден. Но для того, чтобы вернуть хотя бы указанные 23% азербайджанцев-беженцев в Карабах, необходимо в первую очередь заключить мирное соглашение, создать благоприятные политические условия для налаживания диалога в треугольнике Баку-Ереван-Степанакерт. Что-то на этом направлении, видимо, предпринимается, если Брайза уверенно заявляет, что "сейчас создалась такая ситуация, что президенты близки к подписанию базового документа по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта".

Смеем в этой связи предположить, что речь идет все же о комплексном подходе к оценке ситуации с учетом подписанной в конце апреля нынешнего года "Дорожной карты" между Арменией и Турцией, предусматривающей "развод" карабахского урегулирования с нормализацией отношений между Ереваном и Анкарой.

В целом концепция "Большого Ближнего Востока", куда США относят и государства Закавказья, предоставляет для американской дипломатии возможность для широкого маневра как на иранском, так и на турецком направлениях. При этом, как заявил Брайза, США не стремятся вытеснить Россию из Южного Кавказа: "Россия всегда будет частью Кавказа, кавказские горы всегда останутся на том же месте, и Россия всегда будет частично на Южном Кавказе. Она всегда будет участницей любых решений, как относительно энергетических вопросов, так и политических". (Это вариант " Шуша - "наша", Гянджа - "ваша").

Поэтому, возможно, России пора избавиться от "комплексов и груза исторической ответственности" и подыграть по-настоящему американцам. Возможно, заключение стратегического энергетического альянса Москва-Анкара и является первым шагом на этом направлении. Так что Брайза получает реальный шанс сохранить свое имя в анналах истории Кавказа и Ближнего Востока.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.