Институт Общественных Проблем "Единая Европа" обратился к заместителю губернатора Орловской области Михаилу Михайлову с просьбой предоставить информацию о проведении конкурсов для поступающих на госслужбу Орловской области. Таким образом, по заявлению ИОП "Единая Европа", орловские правозащитники хотели узнать, как реализуется на Орловщине конституционное право граждан на доступ к госслужбе. Однако ответа ИОП "Единая Европа" получил целых два: сначала заместитель начальника Управления кадровой работы обладминистрации Вячеслав Ерохин в беседе с заместителем Директора ИОП Вероникой Катковой признал, что администрация нарушает федеральное законодательство, а несколькими днями спустя начальник того же Управления Александр Павлов - также в устной беседе - это опроверг. На просьбу дать официальный письменный ответ был дан ответ устный и неофициальный: в переписку, тем более, по столь острым вопросам, обладминистрация вступать не собирается.

В Советском районном суде, куда обратился за защитой Институт "Единая Европа", представительница Михаила Михайлова заявила: "Так ведь по закону суд вообще не может рассматривать жалобы юридических лиц на действия госслужащих!" И суд с этим выводом согласился, указав в своем решении, что за судебной защитой нарушенных чиновниками прав могут обращаться только граждане, но не организации. В настоящее время на решение Советского райсуда подана жалоба в областной суд. Однако представители ИОП "Единая Европа" не исключают, что для решения вопроса защиты прав юридических лиц в Орловской области им придется обратиться в Конституционный суд.

Орловские правозащитники напоминают, что еще в конце 2000 года судья Центрального районного суда города Челябинска обратился в Конституционный Суд России с запросом: может ли суд рассматривать дела в случае нарушения действиями либо бездействием госструктур прав юридических лиц. Дело в том, что в старом Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РСФСР существовала норма, в соответствии с которой суды имели право рассматривать подобные дела только в случае, если чиновники нарушали права физических лиц, т.е. граждан. Но КС не стал даже рассматривать обращение челябинского судьи. В своем определении, принятом 1 марта 2001 года, судьи Конституционного суда напомнили своему коллеге, что КС России уже несколько раз говорил о праве юридических лиц оспорить в суде, и порекомендовали в подобных случаях напрямую применять Конституцию России.

К сожалению, констатируют лидеры "Единой Европы" Конституция, судя по всему, не действует на территории Орловской области - во всяком случае, в ситуациях, когда права юридических лиц нарушает высокопоставленный чиновник.