Президент Литвы Даля Грибаускайте не исключила, что новая АЭС в Литве взамен Игналинской атомной станции, которую республика должна закрыть в конце 2009 года по требованию Европейского союза, никогда не будет построена. Грибаускайте предложила первоначально оценить экономическую сторону проекта. 6 августа в газете "Литовский курьер" было опубликовано интервью заместителя генерального директора ОАО "Концерн Энергоатом" Сергея Бояркина, в котором он сообщил, что проект строительства Балтийской АЭС в Калининградской области, в котором 51% будет принадлежать государству, а 49% - частному инвестору, открыт для любых европейских инвесторов, в том числе и для Литвы.

"Последние заявления президента Литвы госпожи Дали Грибаускайте не только подчеркивают, что она, как всякая женщина, проявляет гибкость в решении различных вопросов, но и то, что она жёсткий, современный политик, который видит сильные и слабые стороны того или иного проекта и принимает решение, которое оказывается единственно верным, - заявил ведущий эксперт УК "Финам-Менеджмент" Дмитрий Баранов. - И сказанные ею слова о том, что новая АЭС в Литве, возможно, строиться не будет, потому что на это нет средств, только подтверждают это. В настоящий момент это решение многим может показаться спорным и политически ангажированным, некоторые политики в Литве и ЕС могут попытаться обвинить госпожу Грибаускайте в пророссийских взглядах, но эти обвинения не имеют под собой никаких доказательств. Госпожа Грибаускайте руководствовалась элементарной логикой и здравым смыслом, который заключается в том, что если у вас нет денег на дорогостоящую покупку, то её не надо совершать, а нужно ограничиться более дешёвым приобретением. И, в самом деле, если на строительство АЭС в бюджете Литвы нет средств, то может стоить приобретать саму электроэнергию? Вопрос в данном случае риторический. Кроме того, не надо забывать, что в проекте строительства новой АЭС у Литвы были партнёры - Латвия и Эстония, с которыми Вильнюс разошёлся во взглядах на строительство АЭС и привлечение к участию в проект Польши. Маловероятно, что сейчас Литве удастся найти новых инвесторов для строительства Висагинской АЭС".

"В сложившихся условиях возникает вполне законный вопрос - как республика собирается преодолевать предстоящий энергодефицит, который особенно усилится после остановки 31 декабря 2009 года второго энергоблока Игналины? Да, в марте "Интер РАО" заключило договор на поставку в Литву в течение десяти лет как минимум 2,5 млрд. кВт-час электроэнергии, что позволит покрыть до 60% потребностей республики, - отметил он. - Какую-то часть электричества республика сможет вырабатывать самостоятельно, и, возможно, этого ей будет хватать. Однако кризис не вечный, и промышленность Литвы будет наращивать потребление электроэнергии, а ведь ещё нужно думать и о развитии, и о новых проектах. Кроме того, в ЕС достаточно жесткие требования к состоянию экономики государств-членов союза. Всё это может привести к тому, что дефицит электроэнергии будет увеличиваться, и его уже не удастся ликвидировать закупками электроэнергии в других странах. Они ведь тоже будут развиваться, и у них может просто не оказаться нужного количества электроэнергии, а если и окажется, то они могут отказаться её продавать Литве, потому что она им самим будет нужна для новых проектов. Излишне объяснять, чем такая ситуация чревата для экономики республики, и какие денежные потери её ждут".

"Возникает законный вопрос - есть ли выход? Да, есть. Он заключается в том, что республика может принять участие в строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. И не просто принять участие, а стать её полноправным акционером, что давно предлагает ей Россия. В этом случае, Литва не просто становится обладателем 49% акций будущей АЭС, но получает гарантированное обеспечение своей экономики электроэнергией на всё время работы АЭС, а это десятки лет. Россия уже неоднократно предлагала Литве партнёрство, однако Литва так и не дала четкого и недвусмысленного ответа на наше предложение. А ведь этим проектом очень интересуются другие страны, которые знают возможности российской атомной энергетики, верят в её потенциал и отмечают высокий уровень её безопасности. Что останавливает Литву - не совсем понятно, потому что основные параметры проекта известны, сумма возможных инвестиций примерно ясна, сроки строительства и ввода в строй Балтийской АЭС неоднократно назывались, гарантии безопасности строительства и эксплуатации АЭС давались российской стороной неоднократно. Поэтому из всех возможных объяснений такой нерешительности, остаётся один - политический фактор. Но Россия уже много лет строит свои отношения с государствами на основании равноправия и взаимной выгоды, никого при этом не ущемляя ни в политическом, ни в экономическом плане, так почему же в случае с Литвой мы должны поступить иначе? Да, свои интересы Россия защищает жестко, но так же поступают и все остальные государства на нашей планете. Более того, если Литва станет совладельцем Балтийской АЭС, её интересы и в других областях будут защищены гораздо лучше, потому что Россия и Литва будут партнёрами, а вес России на международной арене велик и она будет помогать отстаивать интересы республики, как свои собственные", - резюмировал Баранов.