О первых итогах вступительных экзаменов в вузы России в 2009 году сообщили на пресс-конференции 6 августа ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскандиров; ректор РГУ Нефти и Газа им. Губкина Виктор Мартынов; первый проректор МГТУ им. Баумана Евгений Юдин, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По словам Михаила Эскандирова, пока рано говорить об окончательных итогах приема в вузы, на бюджет зачислено только около 70% абитуриентов. Тем не менее, это уже дает основания для ряда определенных выводов. Проблем, действительно, возникло много. Но дело не в самом ЕГЭ, а в том, как он проводится. Первое, что выявил ЕГЭ: огромное число людей получило право занимать места в вузах вне конкурса, хотя вообще-то зачислять следует по уму и знаниям, отметил Эскандиров. "Тем более это право зависит от региона, что нас беспокоит. От одной маленькой республики 19 человек пытались поступить к нам на основании результатов олимпиад. А это 20% от бюджетного приема", - добавил он. "По моему мнению, число олимпиад надо сокращать, - считает ректор. - Сейчас их около 120, многие из них достаточно экзотические".

Проблема состоит также в том, что лучшие баллы по ЕГЭ приходят из регионов, и их объективность порой сомнительна. Если так пойдет, то года через 3-4 в московских вузах не останется москвичей", - констатировал Эскандиров, уточнив, что речь идет далеко не только о южных регионах. В региональных вузах же год от года наблюдается недобор. Для того, чтобы устранить этот "перекос", требуется принять ряд мер: не допускать присутствия на экзамене по определенному предмету специалистов данного профиля, а также учителей той школы, ученики которой сдают экзамен; проверяться же ЕГЭ должен непременно вне того субъекта Федерации, где он проводился.

По словам Мартынова, одна из целей ЕГЭ - повышение доступности высшего образования для абитуриентов из регионов - в определенной мере достигнута, но эта же система повлекла за собой риски как для вузов, так и для самих потенциальных студентов. "Сейчас абитуриенты заинтересованы не в том. Чтобы поступить на определенную специальность, а только в том. Чтобы поступить куда-нибудь на бюджет", - считает ректор РГУ Нефти и Газа. Кроме того, непрерывная (на протяжении четырех месяцев) экзаменационная гонка лишает абитуриентов возможности отдохнуть перед началом занятий, держит в состоянии нервозности не только их самих, но и их семьи. "Может быть, стоит начинать ЕГЭ не в мае, а в марте-апреле, сделать не три волны приема, а пять", - предположил Мартынов.

По словам Евгения Юдина, ЕГЭ плох тем, что в нем отсутствует элемент творчества, а это зачастую не дает выбрать из числа абитуриентов тех, кто действительно способен стать способным перспективным студентом. Если бы абитуриенты при подаче документов приносили бы не только свои результаты ЕГЭ, но и некое портфолио - творческие работы, результаты тех же олимпиад - возможно, это до некоторой степени сняло бы данную проблему. А чтобы дать возможность старшеклассникам сориентироваться в выборе будущей профессии, вузам в течение года следовало бы больше обращать внимание на освещение своей деятельности, в том числе и в прессе.

Кроме того, отметили участники пресс-конференции, по мнению вузовского сообщества следует ограничить число вузов, в которые может подавать документы абитуриент. Это нормальная мировая практика: например, в Великобритании это не более 5 вузов. В России же подобного ограничения нет, а потому для сдавших ЕГЭ это становится чем-то вроде спорта: подать документы в как можно большее число приемных комиссий. По словам Михаила Эскандирова, он обсуждал эту проблему с председателями комитетов по образованию Госдумы и Совета Федерации, и в сентябре в одной из палат Федерального Собрания будет проведен круглый стол на эту тему, чтобы законодатели подробнее ознакомились бы с проблемой.

Вообще же, считают специалисты, ажиотаж вокруг поступления не в последнюю очередь имеет психологическую природу. Высшее образование в России сильно переоценено, считают они; человек без диплома вуза считается в глазах общества неудачником. Между тем среднее специальное, профобразование игнорируется напрасно: если в ближайшие годы реальный сектор экономики все же оправится от кризиса и заработает в полную силу, инженеры и квалифицированные рабочие будут нужны даже больше, чем экономисты и юристы.