Правительством Самарской области утверждена областная целевая программа "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" на 2010-2012 годы и на период до 2020 года, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в департаменте информационной политики и взаимодействия с институтами гражданского общества аппарата правительства Самарской области. Объем образованных отходов по городам и районам Самарской области в 2007 году составил 5 млн 541,2 тыс. тонн, из них 1 млн 320 тыс. тонн - твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и работы предприятий области, 4 млн 221,2 тыс. тонн - производственные отходы.

Существующая система обращения с твёрдыми коммунальными отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства. Более двух третей образующихся на территории области отходов захораниваются на полигонах и несанкционированных свалках. При этом потери ресурсной составляющей отходов экспертно оцениваются в 3,5 млрд рублей, а наносимый ущерб от загрязнения окружающей природной среды - в 1,8 млрд рублей в год. Общее количество несанкционированных свалок на территории Самарской области, по данным муниципальных образований, составляет около 500. Реально, по экспертным оценкам, их более двух тысяч, а объем накопленных на них отходов (10,6 млн кубометров, или 2 млн 385 тыс. тонн) сопоставим с объемами наполнения наиболее крупных организованных полигонов.

Основными причинами такого положения дел являются необеспеченность городских округов и муниципальных районов достаточным количеством объектов размещения (из 37 муниципальных образований Самарской области лишь в 16 имеются мощности по организованному размещению твёрдых бытовых отходов), а также техническими средствами сбора и транспортировки отходов.

Индустрия рециклинга в Самарской области ещё только формируется и нуждается в серьезной государственной поддержке. Для ускоренного развития этой отрасли наиболее действенным в настоящее время может быть кластерный подход. Основной целью программы "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области" является разработка и реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и увеличение их использования в качестве вторичных материальных ресурсов на территории Самарской области. Программа разработана на период с 2010 по 2020 год и реализуется в два этапа. На первом этапе с 2010 по 2012 годы планируется создание организационных механизмов реализации программы, проведение эксперимента по раздельному сбору ТБО в населённых пунктах муниципальных районов Самарской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Самарской области в целом, а также начало проектирования и строительства первоочередных объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов.

На втором этапе с 2013 по 2020 годы планируется реализация комплекса мер, направленных на создание производств по переработке вторичных ресурсов, и ликвидация мест несанкционированного размещения отходов. Кроме того, на втором этапе предполагается корректировка программных мероприятий с учётом итогов реализации первого этапа программы.

Общий объем финансирования программы составляет 8 млрд 264 млн 748,4 тыс. рублей. Основными источниками финансирования мероприятий являются: бюджет Самарской области (расходные обязательства Самарской области) - 4 млрд 29 млн 609,4 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований (прогноз) - 190 млн 497,2 тыс. рублей; внебюджетные средства (прогноз) - 4 млрд 44 млн 641,8 тыс. рублей. Финансирование мероприятий программы из областного бюджета осуществляется в форме ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, а также в форме субсидий местным бюджетам.