Жилое строительство и жилищная политика Москвы

"Жилья в столице вполне достаточно, считают строители", пишет "РБК daily" в номере от 29 июля. "По мнению Ассоциации строителей России и Российского союза строителей, введенные в прошлом году 3,2 млн. кв. м вполне закрывают потребность столицы в квартирах. Возводить новое коммерческое жилье - то, которое поступает на продажу, - более не нужно, утверждают строители. Участники рынка не скрывают удивления: всего год назад в столице ежегодно вводилось до 5 млн. "квадратов" жилой недвижимости, и этого было мало. Если не строить жилье, через пару лет Москву ждет серьезный дефицит, считают они. Вчера президент Ассоциации строителей России Николай Кошман и президент Российского союза строителей Владимир Яковлев рассказали журналистам, что из объектов жилой коммерческой недвижимости сейчас в столице строятся только объекты 70-80-процентной готовности. Происходит это не только из-за кризиса: в Москве просто пропала потребность в коммерческом жилье, говорят они... Участники рынка недвижимости удивлены высказываниями глав профессиональных организаций. По их мнению, потребность в новых квартирах в главном мегаполисе страны в ближайшее время не будет перекрыта. "Маловероятно, что коммерческое жилье исчезнет. Население столицы постоянно растет, и удовлетворить его потребности в новом жилье за счет бюджета просто невозможно", - считает маркетолог "Пересвет-Инвеста" Наталья Бланкова. С ней соглашается генеральный директор аналитического центра "Миэль" Владислав Луцков: "Начиная с 2004 года в Москву приезжает 20-30 тыс. семей в год. Им нужно где-то жить, да и москвичам необходимо улучшать свои жилищные условия". Сейчас, по данным эксперта, показатель обеспеченности москвичей жильем составляет 18 кв. м на человека. "По Европе этот показатель составляет 40 кв. м", - добавляет он"."Столичные власти отложили завершение программы сноса пятиэтажек еще на год", сообщает "Газета" в номере от 31 июля. "Ситуация с городским бюджетом сейчас в худшем состоянии, чем в начале 1990-х, заявил... глава московского стройкомплекса Владимир Ресин. " Если нам не удастся снова развить инвестиционное строительство во всех направлениях и повернуться лицом к инвестору, мы остановим развитие города ", - отметил чиновник. Тревога столичных властей обоснованна: хотя в первом полугодии 2009 года план инвестстроительства был выполнен на 102,8%, новых жилищных инвестконтрактов в этом году заключили всего два... Что же касается планов на будущие несколько лет, то здесь московские власти вынуждены снова и снова корректировать планы в пессимистическую сторону. Так, окончательное решение проблемы пятиэтажек, как следует из слов Владимира Ресина, отложено с 2011 на 2012 год. Это уже не первый перенос сроков: еще в апреле мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что окончание программы переносится с 2010 на 2011 год", пишет газета. "Теперь Ресин призывает повернуться к инвесторам лицом. Другой вопрос, получится ли. " Инвестировать в масштабные проекты жилищного строительства юридические лица сейчас не готовы. Ни у кого нет на это денег ", - рассказал ранее корреспонденту " Газеты " председатель совета директоров корпорации S. Holding Алексей Шепель, бывший начальник управления формирования градостроительных программ столичного стройкомплекса".

Еще одна проблема не может не беспокоить столичные власти, а именно - долгострой. "В частности, из-за нехватки средств в Москве приостановлено строительство более 30 жилых домов", продолжает тему "Российская газета" в номере от 31 июля. "Это при том, что имеется целый ряд других объектов, сооружение которых было заморожено еще в прошлом году. Сейчас город предпринимает усилия, чтобы разморозить эти новостройки. Для борьбы с долгостроем создана специальная комиссия во главе с руководителем департамента городского строительства Александром Косованом, которая еженедельно рассматривает эти вопросы. Опыт такой целенаправленной работы по решению самых сложных проблем у Москвы есть, напомнил Владимир Ресин. Ведь как раз буквально накануне мэр Москвы Юрий Лужков вручил ключи от квартир жильцам предпоследнего из 29 домов, построенных городом для обманутых вкладчиков. Из-за несовершенства закона, которым воспользовались недобросовестные строительные фирмы, 3371 семья москвичей могла оказаться и без денег, вложенных в строительство жилья, и без крыши над головой. Но правительство Москвы не допустило этого, взяв на себя строительство этих домов. Впереди - пуск последнего жилого комплекса на Ленинском проспекте, практически готового к сдаче".

Между тем качество упомянутого комплекса вызывает сомнения у специалистов и будущих жильцов. "Два дня назад мэр Москвы Юрий Лужков пообещал премьер-министру Владимиру Путину решить проблему обманутых дольщиков до конца 2009 года. "Еще останется достроить один объект на Ленинском проспекте", - добавил он. Услышав это, покупатели квартир в упомянутом "одном объекте" - жилом комплексе "Вертикаль", который сегодня называется Well House ("Хороший дом"), - пришли в ужас и готовятся перекрывать Ленинский проспект. Дольщики боятся получить в свое распоряжение недостроенный дом вместе с обязательствами самим найти еще 50 млн. долларов, чтобы довести злосчастную высотку до жилого состояния", пишут "Известия" в номере от 30 июля. "Начиная с 2002 года стройка сменила четырех инвесторов, пять проектов... останавливалась, вновь запускалась... Все это время ее дольщики не сидели сложа руки - благодаря их боевому настрою и методичности здание было включено в список объектов долевого строительства, спасение которых правительство Москвы взяло на себя... Последние полгода, как это ни парадоксально, доведенные до истерики дольщики борются не за скорейшую сдачу дома, а совсем наоборот - пытаются этого не допустить", пишет газета. "В декабре 2008-го дом уже пытались сдать госкомиссии - при этом в здании не была завершена даже внешняя отделка, - рассказал "Известиям" директор некоммерческого партнерства, объединяющего потенциальных жильцов "Вертикали", Евгений Пустошилов. - Мы отбились. В июне попытка повторилась. Но до сих пор в доме нельзя не то что жить, но даже делать ремонт - не работают лифты, инженерные системы, система пожаротушения и дымоудаления. Для дома высотой в 46-48 этажей отсутствие всего этого критично. Мы понимаем, что мэрии нужно скорее отчитаться об окончательном решении проблемы обманутых дольщиков. Но очень опасаемся, что дом примут, а достраивать его придется нам, жильцам. На это, между прочим, нужно еще порядка 50 млн долларов - в пересчете на всех жителей по 40-50 тысяч долларов с квартиры... Мы очень опасаемся, что нас просто бросят... Наш проект "выдоен" до конца, много прибыли он уже не принесет. А инвестор тем временем начинает новый проект в Черногории... и переключится на него".

"Риэлторы фиксируют оживление на московском рынке аренды жилья, связанное с началом так называемого студенческого сезона. Впрочем, по сравнению с прошлыми годами, когда в конце лета стоимость съемных квартир подскакивала на 20-30%, нынешнее подорожание куда скромнее. В основном спрос растет на аренду в складчину", сообщают "Известия" в номере от 28 июля. "Традиционно к осени мы ожидаем приток студентов, поступивших в вузы и возвратившихся с каникул, а также иногородних служащих, которые на лето уезжали на родину, а теперь возвращаются в Москву работать, - говорит первый замдиректора "Миэль-аренды" Мария Жукова. На своем сайте "Миэль" опубликовала аналитическое исследование спроса на жилье среди абитуриентов и их родителей: пальму популярности держит район Университет и недорогие спальные Марьино, Люблино, Теплый Cтан, Ясенево и Митино. Состоятельные родители предпочитают покупку недвижимости, нежели аренду. Причем оформляют собственность на себя во избежание рисков потери жилья по неосмотрительности чада. При покупке "студенческих" квартир к ипотеке прибегают редко - у покупателей обычно есть вся сумма наличными. А для семей с более низкими доходами единственным выходом по-прежнему остается аренда... Если первокурсники в большинстве случаев снимают квартиры поодиночке, поскольку не знают ни Москву, ни сокурсников, то более старшие студенты предпочитают в целях экономии жить в складчину. Компания из нескольких человек снимает двушку или трешку - на круг выходит по 10-15 тысяч за человека... По данным агентства недвижимости DOKI количество запросов на совместный съем жилья увеличилось на 15-20%. Еще год назад хозяева настороженно относились к групповому съему, но сейчас ввиду резкого падения спроса на аренду вынуждены пересмотреть свои взгляды. На форумах специализированных сайтов некоторые рантье даже выдвигают мысль, что в кризисное время добровольные "коммуналки" - пусть шаткая, но гарантия платежеспособности жильцов".

Коммерческое строительство

Пресса продолжает следить за судьбой закрытого Черкизовского рынка. "На месте рынка может быть восстановлен советский спорткомплекс", сообщает "РБК daily" в номере от 30 июля. "В 2010 году столичные власти собираются начать застройку территории бывшего рынка. Предполагается, что на территории свыше 200 га на северо-востоке Москвы появится жилье, торговые центры и гостиница... О планах по обустройству территории разогнанного Черкизовского рынка рассказал префект Восточного административного округа Москвы Николай Евтихиев. Как утверждает чиновник, проект планировки на месте сносимого рынка был утвержден полтора года назад. На этой территории должен появиться общественный центр, в рамках которого для Университета физкультуры (у него Черкизовский рынок арендовал 72 га) будут построены общежитие, гостиница и жилые дома для сотрудников. Помимо "квадратов" для физкультурников Москва планирует строительство жилья и трех торговых центров, а также восстановить стадион "Сталинец", работавший в этом районе до 1966 года. Всю остальную территорию Черкизовского займет парковая зона со спортивными сооружениями. Градостроительный план земельного участка на застройку территории должен быть утвержден уже этой осенью. Высокопоставленный источник в префектуре Восточного административного округа рассказал РБК daily, что объем требуемых инвестиций не определен, так как общественный центр еще необходимо спроектировать. После этого появится возможность определиться с финансированием - за счет бюджетных или привлеченных частных средств. "К тому же участок надо очистить от обременений, которые тормозят запуск инвестпроекта, - говорит собеседник РБК daily. - Около 70-80% территории Черкизовского рынка являются федеральными землями. Доля города в этой территории минимальна, и мэрии еще предстоит договориться с федеральными властями об освоении участка". Помимо этого, по его словам, еще необходимо решить вопрос со всеми арендаторами и владельцами строений на территории Черкизовского рынка", пишет газета.

"Помимо жилых домов с парком на месте бывшего Черкизовского рынка будет построен китайский торговый центр", в свою очередь, сообщают "Новые Известия" в номере от 30 июля, ссылаясь на слова главы столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова. ""Китайская делегация, которая приезжала в Москву для переговоров по Черкизовскому рынку, предложила за свой счет построить здесь торговый и логистический центр", - сказал он. В комплексе зданий, по словам чиновника, оборудуют таможенный и санэпидемологический пункты, откроют двухзвездочную гостиницу и будет работать миграционная служба. Предполагается, что на строительство уйдет два года, а инвестиции составят около 1 млрд. долларов. "Места для строительства уже определены, но пока идут переговоры, называть их не буду", - заключил Малышков".

"Китай готов инвестировать $1 млрд в строительство торгового комплекса, который заменит закрывшийся Черкизовский рынок", в свою очередь, пишет "Коммерсантъ" в номере от 30 июля. Под строительство рассматриваются несколько участков площадью от 40 до 60 га, в том числе и на территории Черкизовского рынка. Вчера руководитель департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимир Малышков сообщил, что итогом переговоров с делегацией министерства торговли Китая стало решение о строительстве в столице нового торгового комплекса. Китай, по словам господина Малышкова, готов инвестировать в его строительство $1 млрд. Предполагается, что в состав комплекса войдут торговый и логистический центры, таможенный и санитарный пункты, подразделение Федеральной миграционной службы, а также двухзвездная гостиница... Как сообщили "Ъ" в правительстве Москвы, комплекс может занять часть территории, где сейчас располагается закрытый рынок. Не исключено также, что он будет располагаться в Люберецком районе Московской области. Рассматриваются и еще несколько площадок в непосредственной близости от МКАД площадью от 40 до 60 га. Окончательно вопрос дислокации торгового комплекса будет решен осенью".

Между тем, само правительство Москвы оперативно опровергло эти сведения. В номере от 31 июля "Вечерняя Москва" приводит текст заявления пресс-службы мэра и правительства Москвы, согласно которому китайского торгового центра на месте Черкизовского рынка не будет. "В последнее время в ряде средств массовой информации были опубликованы сообщения о том, что на месте закрытого Черкизовского рынка предполагается строительство крупного китайского торгового центра. Пресс-служба мэра и правительства Москвы сообщает, что эти сведения не соответствуют действительности. Мэр Москвы Ю. М. Лужков однозначно заявил, что подобное решение вопроса невозможно ни при каких обстоятельствах. Территория, занимаемая Черкизовским рынком, может быть использована только под строительство спортивных сооружений или же, по согласованию между федеральными и столичными властями, - под возведение жилья и объектов социальной инфраструктуры. Заявление руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы В. И. Малышкова рядом средств массовой информации подано неверно. Речь идет о возможности строительства крупного международного оптового центра, в том числе с участием китайских инвесторов, исключительно за пределами Московской кольцевой автомобильной дороги. Никакие другие варианты реализации предполагаемого проекта правительством Москвы не рассматривались", отмечается в заявлении.

Дорожно-транспортное строительство

"В этом году московские власти начинают развязывать транспортные узлы в одном из самых проблемных с точки зрения дорожного движения районов - на востоке столицы", сообщает "Российская газета" в номере от 30 июля. "Так, не случайно строительство Четвертого транспортного кольца пошло именно с его восточной части - на участке от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Тем более что на стыке Восточного и Юго-Восточного округов сейчас идет бурное жилищное строительство, и дефицит дорог со временем здесь может стать катастрофическим. В соответствии с проектом трасса длиной четыре километра - почти два из них она идет по эстакаде - будет иметь по четыре полосы движения в каждую сторону, 14 съездов и въездов общей протяженностью 11 километров, четыре подземных и два надземных перехода, а также железнодорожный путепровод на пять путей. Этот участок ЧТК должен быть введен в эксплуатацию в июле, но свое слово сказал кризис: завершение строительства, скорее всего, будет перенесено на следующий год", пишет газета. "Отчасти "расшить" транспортные проблемы восточной части столицы поможет и введение в строй в этом году первого фрагмента Северной рокады, трассы, которая в будущем свяжет Северный и Восточный округа. Десятикилометровый участок многополосной дороги начнется в районе Красковской улицы, пройдет севернее Каскадной, пересечет Новоухтомское шоссе и выйдет к МКАД... Следующий участок Северной рокады пока существует только в виде проекта. Известно, что дорога пойдет от МКАД через район Вешняки по улице Красного Казанца до улицы Аносова в Перово, где пересечется с Четвертым транспортным кольцом. Кризис внес поправки и здесь. Так, улицы Преображенский Вал и Измайловский Вал, которые ранее предлагалось расширить, останутся в прежних границах. На этом участке дорога уйдет в тоннель... Свет в конце тоннеля автомобилисты увидят, выехав из-под земли на Большую Черкизовскую улицу и на Семеновскую площадь".

Не все крупные дорожные проекты удастся сдать в запланированные сроки. "В преддверии Дня строителя (9 августа) бессменный главный прораб Москвы Владимир Ресин нехотя, но признал, что хребет московской экономики - строительный комплекс гнется и скрипит под ударами кризиса. Один за другим громкие адреса и амбициозные проекты попадают в перечень замороженных и отложенных до лучших времен", констатируют "Известия" в номере от 31 июля. "На глазах меняются участки проекта "Большая Ленинградка" (реконструкции вылетной трассы от Кремля до МКАД), связанные с инвестиционными деньгами. Отложено завершение дорожного строительства на площади Тверская Застава - стройплощадка около Белорусского вокзала должна превратиться в транспортную развязку не в 2011-м, а только в 2012-2013 годах. Это связано с нехваткой средств у инвестора, а также с неожиданной находкой - под площадью обнаружены не указанные на картах инженерные коммуникации, требующие перекладки. Работы по строительству тоннеля на Пушкинской площади также отложены до 2013 года. Лучших времен ждут Северная и Южная рокады, а также дублеры Кутузовского проспекта", пишет газета. Заключительная часть материала посвящена перспективам метростроя: "Известия" цитируют слова начальинка москосвского метро Дмитиря Гаева. ""В этом году мы "приезжаем" в Митино, пускаем три станции: "Мякинино", "Волоколамскую" и "Митино", - сказал Гаев. - На следующий год планируем пустить центральный участок Люблинско-Дмитровской линии, станции "Достоевская", "Старица" и "Марьина Роща". Вопрос в сроках. То ли это будет конец второго квартала, то ли третьего. Но, бесспорно, линия будет введена". Обсуждаются вопросы по строительству метро на юго-востоке Москвы. "Речь идет об отрезке пути от "Марьино" до "Красногвардейской" со станциями "Борисово", "Шипиловская", "Зябликово", пересадка на "Красногвардейскую". Эта линия, как и планировалось, будет введена в первом полугодии 2011 года", - пояснил Гаев. По его словам, задержка составит полгода. Метро в Марьиной Роще планировалось открыть в конце 2009 года, но недавно сроки перенесли на сентябрь 2010. Как заявил глава подземки, есть "много вопросов", из-за которых переносится открытие станций "Достоевская" и "Марьина Роща"". "Но есть и хорошая для горожан новость - кризис сорвал планы по строительству мусорозавода в Ясеневе", оптимистично заключает газета.

Гаражное строительство

"Проблема с гаражами и парковочными местами сегодня в столице остра, как никогда. Ее должна существенно облегчить программа правительства Москвы "Народный гараж"", пишут "Новые Известия" в номере от 27 июля.. "Месяц назад в ряде районов города были заложены фундаменты большой серии "народных паркингов" - почти сотня первых комплексов, которые должны быть построены по этой программе... Массовое строительство многоуровневых гаражей манежного типа по программе "Народный гараж" поможет в течение нескольких лет серьезно расчистить улицы от припаркованных на них машин. Такое обещание дал руководитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко... Участниками программы готовы стать почти 50 тыс. горожан. Количество уже поданных заявлений на участие в программе даст городу 17 млрд. рублей. Примечательно, что "Народный гараж" предусматривает ряд льгот. Кредит на строительство дается под самый низкий процент, плата за аренду земли взимается по минимуму. Кроме того, собственники машиномест получат существенные скидки при оплате налога на имущество... Цена гаража не превысит 350 тыс. рублей, что существенно дешевле коммерческих цен на этом рынке. До конца 2009 года будет построено 144 тыс. машиномест... Параллельно столичные власти займутся плоскостными стоянками, занимающими большие площади".

Вероника Шарова