В последнее время, как в Латвии, так и в России вызвал резонанс ряд интервью латвийским СМИ Олега Степанова, одного из акционеров АО Ventbunkers (VB). Напомним, оно является крупнейшим собственником АО Ventspils naftа, осуществляющего нефтяной транзит из России через вентспилский порт. В различных интервью же шла речь о якобы готовящейся продаже предприятий нефтяного транзита Вентспилса и успешных переговоров по этому поводу с российским концерном "Северсталь". По словам О. Степанова, ранее главным препятствием, не позволявшим "проводить более гибкую политику", являлся, другой акционер VB - мэр Вентспилса и президент Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвар Лембергс.
Вчера, 5 января, латвийская газета Diena вслед за интервью с О. Степановым опубликовала и точку зрения А. Лембергса "Что забыл Олег Степанов". Последний, на взгляд мэра Вентспилса, страдает "невероятной потерей памяти" по поводу своих доходов от нефтетранзита, и, скорей всего, обещает россиянам чужое имущество.
Перевод на русский язык материала в Diena сегодня, 6 января, перепубликует латвийская газета "Час".

Что забыл Олег Степанов

Айвар Лембергс, председатель Вентспилсской городской думы
Творчество "Диены" на тему Вентспилса в прошлом году ознаменовалось если не количественным, то очевидным качественным прыжком. Например, если в январе 2004 года мне как председателю Вентспилсской городской думы были посвящены пять передовых статей и несколько публикаций на первых полосах, то в самом конце года о Вентспилсе были написаны уже такие простыни, которые не вмещались даже в полторы газетных страницы. Моим оппонентам для выражения своих мнений отводили лучшие газетные площади (на 1-й, 2-й и 3-й страницах) в таких размерах, на которые не могли бы претендовать даже самые уважаемые в стране личности. Надеюсь, что интерес газеты к упомянутой теме не угаснет и в новом году, и, может быть, мы наконец дождемся того момента, когда весь номер "Диены" будет посвящен только и единственно Вентспилсу. Надеюсь, что для такого номера найдутся и заинтересованные заказчики.

Забыть миллион

Например, и я с интересом прочитал в предпоследнем номере "Диены" интервью с одним из акционеров Ventbunkers Олегом Степановым. Если судить по заголовку, интервью было посвящено в основном мне. К сожалению, все испортил сам интервьюируемый, признавшись, что он не знает, принадлежат ли ему акции VB Holdings. В Регистре предприятий каждый может убедиться, что О. Степанов не только акционер VB Holdings, но и член совета. Он в этом предпринимательском обществе получает не только зарплату, но и весьма существенные дивиденды - даже из публичных источников можно высчитать, что в прошлом году О. Степанов в качестве таковых получил как минимум 600 000 латов, или более миллиона долларов. Такая забывчивость о своих доходах на самом деле невероятная потеря памяти, которая позволяет с подозрением смотреть и на все остальное, о чем в этом интервью сказано. И эти подозрения вполне обоснованны.

Обещает чужое имущество?

Таким образом, прежде чем О. Степанову рассказывать другим о том, что принадлежит Лембергсу, ему прежде всего надо было понять, что ему самому принадлежит. Собственность Лембергса вот уже который год четко отражена в декларации должностного лица, которая является публично доступным документом. Он говорит, что хочет продать ООО Ventspils naftas terminals. Но сто процентов капитала этого предприятия принадлежит вовсе не ему, а акционерному обществу Ventspils nafta. Также он говорит о продаже нефте- и нефтепродуктопроводов, но эти трубо- проводы принадлежат ООО "Латрос- транс", 66 процентов которого тоже принадлежат Ventspils nafta, а остальная часть - российской государственной компании "Транснефтепродукт".
Видимо, О. Степанов забыл, что согласно Коммерческому закону от имени Ventspils nafta могут говорить только его правление или совет. Но руководство Ventspils nafta публично заявило, что сейчас и речи не идет о продаже этого дочернего предприятия. В Коммерческом законе определено, что акционеры свои интересы защищают, голосуя на общих собраниях, выбирая своих представителей в совет предпринимательского общества. Наверное, О. Степанов забыл и то, что он не является ни членом совета, ни членом правления Ventspils nafta, и, насколько известно из информации Центрального депозитария, он (в отличие, например, от меня) даже не акционер Ventspils nafta. Таким образом, если он высказывает предложения о продаже активов Ventspils nafta, то от чьего имени он действует?

Плохой продавец

Теоретически могу принять, что О. Степанов действует как агент по продажам на основании доверенности, выданной руководством Ventspils nafta. Но если это так, то его деятельность абсолютно беспомощна (сбивание цены), либо это полный блеф. Даже тогда, когда кто-то на рынке хочет продать яйца, он не поступает так, как это сейчас делает О. Степанов. Надо вспомнить, что латвийскому государству принадлежит 38 процентов акций Ventspils nafta. На самом деле я хорошо понимаю удивление представителей государства, что за их спинами проходят переговоры о продаже важнейшей составной части транзита нефти и нефте- продуктов. Я думаю, что после этого интервью встревожится любой акционер Ventspils nafta, а также каждый работник этой холдинговой компании. Даже если он этого осознанно хотел, именно волнение и неуверенность - самый ощутимый результат, которого своими заявлениями достиг О. Степанов.

У кого бизнес чахнет

В интервью утверждается, что Лембергс виноват в том, что Vеntspils nafta чахнет, потому что он блокирует продажу нефтетранзитного бизнеса. Я в свою очередь думаю, что о моей деятельности в сфере нефтетранзита можно судить по тому, что я сделал как председатель правления Вентспилсского свободного порта. Со стороны порта сделано все, чтобы Вентспилсский нефтетерминал стал лучшим на Балтике. Структура Вентспилсского порта (судоходный канал, причалы, подъездные пути и другая инфраструктура) полностью подготовлена к тому, чтобы клиенты обслуживались как можно лучше.
В свою очередь о продаже услуг и привлечении конкретных клиентов надо спрашивать не с правления Вентспилсского порта - это компетенция компаний, работающих в порту, и коммерческих служб, в которых я никогда не работал. Но если мы говорим об Олеге Степанове как о коммерсанте, то его деятельность лучше всего характеризует ситуация с акционерным обществом "Вентспилсский торговый порт", где он последние семь лет был председателем совета. Вероятно, он об этом забыл, но ВТП вот уже шесть лет постоянно считается должником Вентспилсского свободного порта. Начиная с 2000 года Вентспилсский торговый порт работал только с убытками. Общие убытки за эти четыре года составили 7,4 миллиона латов. Дело о его неплатежеспособности не возбуждается лишь потому, что после этого потеряют работу 660 человек. "Пропали" такие традиционные грузы, как чугун, прокат, грузы ро-ро. Количество генеральных грузов сократилось в 34 (!) раза.

Все прояснят выборы

Симптоматично, что О. Степанов забыл о том, что ему принадлежит, но тем не менее хорошо помнит, что приближаются выборы в органы самоуправления. Таким образом, все становится на свои места, если мы посмотрим на действия О. Степанова & C как заявку на избирательную кампанию. Например, если с точки зрения бизнеса совершенно нелогично кричать на весь мир, сколько стоит компания, которую хотят продать, то все-таки какие-то политические блага из этого можно выжать. И тогда хорошо объяснимо то, что "Диена" встала на позицию частной компании одной из групп акционеров. Политики часто бросаются утверждениями, которые опытный предприниматель постеснялся бы высказать. Поэтому только политическими целями можно объяснить высказанные в интервью абсурдные утверждения, что мне лично выгодно, когда нефтепровод стоит без нефти, потому что в противном случае я потерял бы политическое влияние в обществе (?!). Почему же в преддверии выборов о моем влиянии в обществе так забеспокоились "Диена" и О. Степанов? Спите спокойно, меня этот вопрос вовсе не волнует. Не влияние в обществе делает человека счастливым. Я в своей системе ценностей выше ставлю здоровье и удовлетворение от сделанной работы.