31 июля - 1 августа в Киргизии, в Чолпон-Ате, прошёл неформальный саммит ОДКБ. Согласно оценке российских официальных лиц, он прошёл успешно - была достигнута договоренность с Киргизией о размещении на её территории ещё одной российской военной базы, а президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал при первой же возможности подписать все документы о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ и принять на себя пост председателя в этой организации, от чего Минск отказался накануне московского саммита ОДКБ, который прошёл 14 июня. Ситуацию прокомментировал 3 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог, специалист по проблемам Центральной Азии Юрий Солозобов.

Не надо делать вид, что ничего не случилось, и что фактическая блокировка интеграционных инициатив в военной сфере со стороны Белоруссии и Узбекистана - это временное явление. В реальности это достаточно долговременный курс. И режим Лукашенко, и режим Каримова - это сугубо авторитарные режимы, и они опасаются, что КСОР как инструмент легитимного военного вмешательства в дела на постсоветском пространстве могут быть повёрнуты против их личной власти. Поэтому и Лукашенко, и Каримов будут блокировать эту инициативу и дальше. Если Каримов поступил честнее, сославшись на свой ручной парламент, то Лукашенко будет использовать свою любимую тактику - тянуть резину, пока она сама по себе не лопнет.

Здесь есть ещё одна подкладка. Дело в том, что Каримов и Лукашенко ведут сложную игру. Москва не является для них не только старшим патроном, но и основным экономическим донором. Они оба делают определённые авансы в сторону Пекина. Не зря фактическая блокировка работы ОДКБ и КСОР прошла перед саммитом ШОС в Шанхае, куда Россия не смогла приехать победителем, интегратором постсоветского пространства и держателем системы коллективной безопасности. Она приехала туда фактически с пустым портфелем. За это надо сказать "спасибо" Лукашенко и Каримову. Такое поведение даёт определённые бонусы Лукашенко в его нарастающей торговле с Западом, это на руку НАТО, потому что фактически эти два деятеля постсоветского масштаба поставили под вопрос всю систему коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Смотрите, что произошло: у нас нет инструмента для того, чтобы предотвратить катастрофическое развитие событий в Ферганской долине, в том же Ханабаде, если это повторится. Какие-то непонятные террористы, вроде тех, что пришли в Мумбаи из ниоткуда, могут заварить такую кашу, эхо которой разбудит вулкан. И лава из этого вулкана зальёт всё вплоть до Москвы и Урала. Мы готовы к такому развитию событий? Ведь инструмента, чтобы предотвратить это, у нас нет. Что предлагается взамен? Взамен предлагаются силы НАТО, а также военно-техническая помощь Большого китайского брата. Не секрет, что Лукашенко подписал большой пакет соглашений с китайцами в области военного сотрудничества, не секрет, что китайцы будут строить в Белоруссии систему сотовой связи - при том, что любой специалист вам скажет, что эта система имеет двойное назначение, она может использоваться как средство радиолокационного перехвата. Тем самым, фактически в центре Европы китайцы будут иметь мощнейший узел радиолокационной разведки, по сравнению с которой наша система в Барановичах и рядом не стоит.

Вот такие складываются тенденции. И не надо закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит, что вот-вот всё образуется и, как говорят наши уважаемые дипломаты, "Россия немного побудет техническим председателем ОДКБ, и всё наладится". Ничего подобного. Надо чётко понимать, что подобные попытки "сохранения лица" и позиция в духе "ничего не происходит" играет против России. Нам надо использовать те инструменты, которые у нас есть. Какие силы внутри ОДКБ являются наиболее подготовленными и мобильными? Конечно же, силы России и Казахстана. Давайте говорить о союзе России и Казахстана в формате союза двух стран, давайте откажемся от пустотной формы Союзного государства как от пиар-проекта, который себя исчерпал. Какие два государства являются донорами в Антикризисный фонд ЕврАзЭС? Опять Россия и Казахстан. Все остальные ходят с протянутой рукой и говорят про какие-то дутые деньги, которые они вложат в фонд для того, чтобы забрать их назад. Давайте опираться на то, что реально хочет интегрироваться. Давайте говорить о новом формате отношений, опираясь на интеграционную "двойку", и давайте оставим за бортом этих хитрых ребят, которые рано или поздно перехитрят себя сами.