На прошлой неделе большой резонанс вызвало заявление белорусского МИД относительно правил въезда граждан республики на территорию Абхазии и Южной Осетии. Если отбросить ту словесную шелуху, которой официальные белорусские лица сопроводили это заявление, то, по сути, этим заявлением белорусский МИД признал Абхазию и Южную Осетию частью грузинской территории. Тем самым, впервые с момента прошлогоднего августовского конфликта публично обозначив свою позицию.

Конечно, с учетом белорусских политических реалий, заявление МИД республики - это еще не заявление президента страны. Возможно, это заявление является просто одним из немногих оставшихся в распоряжении официального Минска способов подтолкнуть Москву к выделению оставшейся части кредита. Конечно, шантаж - дело людей неблагородных и неблагодарных, которых мало волнует этическая сторона вопроса. Но, как известно, этическая сторона вопроса никогда и не волновала западную дипломатическую школу. Поэтому в том, что в дипломатической практике официального Минска стали появляться подобные оттенки нет ничего удивительного, как говорится, с кем поведешься - от того и наберешься. Тем не менее, заявление достаточно знаковое и заслуживает того, чтобы на нем остановиться более подробно.

Первое, что обращает на себя внимание в этом заявлении, это то, что МИД республики призывает своих граждан посещать Абхазию и Южную Осетию исключительно с учетом действующего грузинского законодательства. Тем самым, подразумевается, что на территорию Абхазии и Южной Осетии распространяется действие грузинских законов. Однако распространяться действие грузинских законов на территорию Абхазии и Южной Осетии может только в одном единственном случае - когда эти республики являются составной и неотъемлемой частью самой Грузии.

Второе - это то, что посещать Абхазию и Южную Осетию белорусские граждане, согласно рекомендации своего МИД, должны исключительно с грузинской территории, а именно, с направлений Зугдидского и Горийского муниципалитетов. Т.е. второй единственно возможный вариант посещения этих республик с территории России признается нелегитимным. Это уже скандал.

И третье, что обращает на себя внимание. Заявление белорусского МИД последовало только после того, как широкой общественности, и не только в самой республике, стал известен факт того, что в грузинской тюрьме за нарушение установленных Грузией правил посещения Абхазии и Южной Осетии достаточно долгое время (более 45 суток) находилась гражданка Беларуси.

Второй человек - Николай Кванталиани был задержан грузинскими властями за то, что в паспорте у него обнаружили штамп о посещении Абхазии. Такое правонарушение предусматривает штраф от трех до пяти тысяч долларов - за "нелегальное нахождение на оккупированной грузинской территории". И что же белорусский МИД? Он отказал в поддержке гражданину своей страны, сославшись на то, что грузинские законы необходимо исполнять и штраф надо уплатить. Т.е. заявление белорусского МИД является не просто заявлением, а подкреплено соответствующей правоприменительной практикой.

То, что занятая белорусским МИД позиция является откровенно прогрузинской и, в плане признания суверенитета двух новых кавказских государств, откровенно антироссийской, можно проиллюстрировать на примере следующего мысленного эксперимента.

Зададимся вопросом - какова должна была бы быть реакция белорусского МИД на задержания грузинской стороной белорусских граждан, а тем более, на факт содержания более 45 суток в тюрьме гражданки Республики Беларусь, в том случае, если бы официальный Минск поддерживал позицию России в отношении двух новых независимых кавказских государств? Ответ очевиден - белорусский МИД должен был бы выступить с соответствующим заявлением, в котором бы осуждал действия грузинских властей по задержанию белорусских граждан, требовал бы их незамедлительного освобождения и подчеркивал бы, что граждане республики могут посещать территорию Абхазии и Южной Осетии так же, как и граждане России. Соответственно, на любые незаконные задержания граждан Беларуси на территории Грузии под надуманными предлогами власти республики будут давать адекватный ответ.

И этот момент в этой истории главный - белорусский МИД помахал грозно пальчиком не грузинским властям, а белорусским гражданам, дав им понять, что в случае чего, белорусское государство будет защищать не их, а территориальную целостность Грузии. Как говорится, приоритеты расставлены.

Четвертое, что обращает на себя внимание, это то, что заявление официального Минска последовало в тот день, когда а) на Украине находился вице-президент США Байден; б) Украина и Грузия сделали заявления о высылке из своих стран представителей российского дипломатического корпуса; в) аналогичное заявление к своим гражданам при посещении Грузии уважать и соблюдать грузинские законы сделали и власти Азербайджана. Т.е. налицо скоординированность действий внешнеполитических ведомств четырех государств, находящихся по периметру России.

Таким образом, как само заявление белорусского МИД, так и внешнеполитический контекст его появления однозначно свидетельствует о том, кого официальный Минск готов назвать своим другом.

В этой связи становится очевидным (об этом уж говорилось не раз и данный пример с заявлением белорусского МИД просто очередное подтверждение уже набившей оскомину истины), что без поиска системных ответов в своей внешней политике на постсоветском пространстве, жесткой воли на ее проведение и, главное, достижение позитивных результатов, Россия рискует оказаться в кольце откровенно враждебно настроенных государств.

Практика показывает, что одних экономических методов работы для достижения успехов на постсоветском пространстве недостаточно, т.к. глобальные оппоненты используют все возможные средства, а не только экономические, для достижения своих целей. Требуется не просто работа с использованием внешнеполитических рычагов, но, прежде всего, работа на внутриполитическом легитимном пространстве постсоветских стран с целью формирования там соответствующих общественно-политических сил, которые бы могли в своих рамках структурировать имеющийся общественный потенциал и со временем начать оказывать влияние на принимаемые властями этих стран решения.

Если это не начать делать сейчас, то Россия окончательно потеряет те элиты, которые еще есть в этих странах, и им на смену придет новое поколение политиков, которые изначально будут воспринимать Россию как единственный "Большой приз", оставшийся в мире.