Первый вывод, который напрашивается после ознакомления с результатами досрочных парламентских выборов 29 июля, я бы сформулировал кратко: большинство избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовали за смену власти. За правящую Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) отдали свои голоса 706.688 избирателей (по данным ЦИК на основе 99,9 % проверенных протоколов с участков для голосования), что почти на 54.000 избирателей меньше, чем на выборах 5 апреля. Если же считать по количеству мандатов, то потери ПКРМ оказываются еще ощутимее - 48 мандатов вместо недавних 60. Таким образом, впервые после 2001 года молдавские коммунисты не имеют в законодательном органе собственного большинства. И хотя после этих выборов ПКРМ формально вновь, как и после очередных парламентских выборов 1998, 2001, 2005 и 2009 годов, вышла на первое место, я бы не торопился квалифицировать ее нынешний результат как победу.

Поскольку, и это будет вторым выводом, из возможных вариантов правящей коалиции, которую необходимо сформировать для получения простого парламентского большинства с минимумом в 52 мандата, коалиция с участием ПКРМ представляется сегодня наименее вероятной. Конечно, пока выглядит проблематичной и коалиция между всеми вчерашними оппозиционерами, поскольку у либералов пока не исчезли сомнения в искренности намерения Мариана Лупу окончательно порвать с коммунистами. Кроме того, за Демократической партией Молдавии (ДПМ), которую Лупу, недавно возглавив, привел с обновленной командой в парламент, тянется шлейф коллаборационизма с ПКРМ. И это тоже не способствует ее консолидации с Либерально-демократической партией (ЛДПМ), Либеральной партией (ЛПМ) и Альянсом "Наша Молдова" (АНМ), также преодолевшими 5-процентный барьер.

Но не следует забывать, что за коалицию либералов с демократами, способную положить конец почти девятилетнему правлению коммунистов, выступают наиболее социально активные сегменты молдавского общества, которым ПКРМ уже вконец надоела. Кроме того, идея ее создания пользуется негласной поддержкой со стороны западных игроков. Хотя, на словах, ЕС, устами главы европейской дипломатии Хавьера Соланы, и призвал все партии Молдавии "проявить дух примирения", ни для кого в Кишиневе не секрет, что западники, полностью разочаровавшись в Воронине, предпочли бы правительство без коммунистов.

Предстоит этап переговоров между тройкой либеральных партий и ДПМ, который вряд ли пройдет без шероховатостей. Кроме того, коалиция из 53 мандатов не сможет избрать нового президента, для этого понадобятся еще как минимум 8 депутатов. Естественно, отбить их у фракции ПКРМ сегодня представляется задачей иллюзорной. Тем не менее, Мариан Лупу надежд не теряет, возможно, поэтому он предпочитает говорить о "широкой коалиции", чем лишний раз нервирует либералов, принципиально исключающих любые варианты коалиции с коммунистами.

Нельзя исключить и вариант, при котором либерально-демократическая коалиция из 53 депутатов, избрав руководство законодательного органа и сформировав его рабочие структуры, не станет сразу предлагать кандидатуру нового президента, а пойдет по пути постепенного врастания во власть. То есть начнется смена кадров ПКРМ на людей коалиции в тех органах власти, где парламент может сделать это без участия президента. При подобном сценарии можно предположить фазу временного двоевластия, то есть ситуацию, в чем-то схожую с той, которая наблюдается в соседней Украине.

Однако, относительная нестабильность в структурах власти вряд ли спроецируется на общество в целом. Во всяком случае, до тех пор, пока остается надежда, что от Воронина можно будет избавиться, действуя парламентскими методами.

Виктор Жосу - молдавский политолог.