Обзор СМИ Алтайского края за период с 27 по 31 июля 2009 года

Валерий Савинков о втором сроке губернатора Алтайского края: Авторитаризм уже есть. Реальна ли модернизация? Александру Карлину придется начинать с чистого листа? Многие показатели в 2009 году хуже, чем в 2005-м. Спрос на Т-4 стимулируют через лишение госкомпенсаций. Смогут ли крестьяне с выгодой продать зерно урожая-2009. Узнав о рождении тройни, отец детей сбежал.

"Редактор ИА "Банкфакс" Валерий Савинков о втором сроке губернатора Алтайского края: Авторитаризм уже есть. Реальна ли модернизация?", - пишет 27 июля ИА "Банкфакс".

"Наверное, никто не сомневается в результатах намеченной на текущей неделе сессии Заксобрания Алтайского края. После рекомендации президента продлить мандат действующего губернатора на еще один - теперь уже пятилетний - срок, спорить можно лишь о том, будет ли принято решение господами народными представителями единогласно. Или найдется (как в прошлом созыве) хоть один депутат, воздержавшийся при историческом голосовании. Но в это верится слабо. Особенно после вызвавшей у жителей края отчетливо негативные рефлексы волны прославляющих г-на Карлина верноподданнических заявлений от профессиональных женщин, физкультурников, крестьян и т.д., организованных и горделиво транслируемых всю прошлую неделю губернаторскими пиар-структурами. Спорить сегодня можно лишь о том, куда поведет власть регион в эти пять лет. Или сколько там ей будет отпущено", - рассуждает автор.

"На фоне скромных успехов в области экономики жители края еще на 5 лет получили руководителя, проявившего явную склонность к урезанию их социальных и политических прав. За четыре года работы губернатор при любой возможности проявлял себя как автор многочисленных инициатив по урезанию социальных программ, зачастую приводивших даже к уличным бунтам. В регионе был создан один из самых жестких в Сибири полицейских режимов, включающий активную манипуляцию выборами, регулярные политические процессы, похищения, аресты и избиения гражданских активистов, нападения на редакции СМИ. Власти края высокомерны, отдалены от всех сигналов, идущих от общества и считают слабостью какую-либо реакцию на эти сигналы. Зримым реакцией жителей края на эту политику стал один из самых низких в России рейтингов "Единой России" и Медведева на прошедших выборах, полный провал "губернаторских" кандидатов на выборах мэров крупных алтайских городов.

Впрочем, значительная часть населения с такой перспективой вполне смирилась бы - в рамках модной сейчас в России идеи "авторитарной модернизации" (в Сибири реализацию таких подходов талантливо показывает Аман Тулеев). Впрочем, кумира простых кузбассовцев Тулеева из московского чиновника Карлина не получилось. Хотя алтайский губернатор регулярно пытался подражать своему более удачливому коллеге, всегда чувствовалось, что это ему "не к душе". И люди чувствуют идущий от власти специфический кислый душок милицейского участка, несмотря на активно практикуемые командой Карлина инициативы в духе "народ и партия едины" (типа регулярной раздачи госнаград простым труженикам). На этом фоне вполне закономерен недавний опрос ФОМа, показавший накануне переназначения, что большинство жителей края оценивают г-на Карлина как плохого губернатора", - отмечает Савинков. "Сейчас среди сторонников действующего губернатора модно говорить об "отсутствии альтернатив". Не соглашусь и с этим. Госуправление вообще - вещь достаточно несложная. Для троечников... Таких людей и демонстрирует нам власть - уже второе десятилетие. Но личности, способные возглавить край и составить эффективное правительство, здесь есть - да и фамилии их достаточно известны в политическом сообществе. А как минимум двое из девяти алтайских депутатов Госдумы могли бы уже сегодня стать очень перспективными губернаторами. Проблема, пожалуй, здесь в том, что никто из этих людей особо не рвется занять эту должность. Два срока (10 лет!) разгребать в непрестижной отдаленной провинции навороченное предшественниками, чтобы дать краю достаточное ускорение - это не слишком привлекательная перспектива для уже состоявшихся людей, интегрированных в столичные сообщества.

И это задача для общественности Алтая на ближайшие годы - искать и готовить нового лидера региона, поддерживать то немногое хорошее, что будет реализовывать власть, пытаться нейтрализовать все негативное и ждать конца этого срока. Если этот срок еще отпущен историей России и Алтаю...", - резюмирует Валерий Савинков.

"Александру Карлину придется начинать с чистого листа? Многие показатели в 2009 году хуже, чем в 2005-м", - пишет 28 июля "ПолитСибРу-новости". В информации сообщается, что несмотря на то, что за четыре года работы Александра Карлина губернатором, многие статистические показатели в Алтайском крае пошли вверх, начинать новый срок главе региона придется, может быть, еще в более сложных условиях, чем в 2005 году.

"В 2005 году на фоне общего роста, наблюдавшегося в стране, неумелые действия Михаила Евдокимова привели к снижению некоторых показателей. Но, даже несмотря на это, росли розничная торговля, строительство, объем платных услуг, реальная зарплата. В 2009-м кризисном году многие показатели оказались хуже, чем в "мирном" 2005-м. Если 2005 год закончился с индексом промышленного производства (ИПП) 96,8%, то первое полугодие 2009 года - с ИПП 89,3%. До 93,4% снизился оборот розничной торговли, почти вдвое сократилось строительство, ниже 100% к прошлому году стали средняя зарплата как в номинальном, так и в реальном выражении. Когда Александр Карлин принимал край, напряженность на рынке труда составляла 4,2 человека на одну вакансию, сейчас - 4,8", - приводит факты "ПолитСибРу-новости".

"Спрос на Т-4 стимулируют через лишение госкомпенсаций", - пишет 30 июля газета "Ваше дело". Материал подготовили журналистки Елена Гурьева и Елена Маслова. Они рассказывают, что негласное распоряжение региональных властей о приостановке выдачи госсубсидий для аграриев тех районов, в которых не было сделано заявок на покупку техники рубцовского завода "АлтТрак", заработало в полную силу. Об этом сообщили одновременно несколько сельхозпроизводителей, а также подтвердили руководители местных сельхозуправлений. Но такие методы не повысили спроса на бесперспективные, как их называют аграрии, Т-4.

Прецеденты о неполучении субсидий из-за отсутствия заказов на Т-4 на прошлой неделе подтвердили в Бийском, Косихинском, Новичихинском и Хабарском районах. Административные методы стимулирования спроса на тракторы вызвали волну возмущения среди аграриев.

Несколько месяцев подряд сельхозпредприятие "Им. Гастелло" Хабарского района не могло добиться государственных компенсаций в размере 6 млн рублей, предусмотренных при покупке импортного скота. Руководитель хозяйства Николай Изотов опасался, что может выйти на просрочку платежа по кредиту, и сообщил об этом начальнику ГУСХ Александру Чеботаеву. Деньги были перечислены только 27 июля. Причем решение о переводе средств на счет сельхозпредприятия, расположенного в "проштрафившемся" районе, принималось на уровне первых лиц края.

"Мы ведь не имеем право заставить фермеров покупать именно рубцовские трактора. И лишать их из-за этого субсидий - тоже не выход из ситуации", - поделился мнением начальник сельхозуправления Хабарского района Геннадий Шевченко. По словам его коллеги из Тальменского района Михаила Масягина, в хозяйствах "складывается непростая финансовая обстановка. Поэтому аграрии района не в состоянии приобретать любую технику". "Если край принимает решение, то оно распространяется на всех", - заметил начальник сельхозуправления в Бийском районе Алексей Астанин. А в администрации Косихинского района "ВД" рассказали о том, что кураторам сельского хозяйства даже не была перечислена в полном объеме зарплата из краевого бюджета.

Напротив спокойное отношение к ситуации в муниципалитетах, которые не пострадали от административного требования. "Мы сделали заказ на три трактора, и больше никаких претензий к нам не предъявлялось", - заметил Александр Маликов, начальник отраслевого управления в Советском районе. В Романовском районе, где фермеры планируют выкупить два модифицированных Т-4, также не возникло проблем с компенсациями. "Субсидии нам платят вовремя. Насколько я знаю, на район приходила разнарядка на две единицы техники "АлтТрака". Крупные хозяйства Т-4 давно не покупают, а фермерам деваться некуда, так как у них ограниченные ресурсы. Поэтому они и взяли тракторы, причем им предложили льготный лизинг", - рассказал Сергей Алымов, председатель правления СПК "Тамбовский".

Информацию о приостановлении компенсаций отдельным районам опровергают в ГУСХ. "Все обязательства перед сельхозпроизводителями с нашей стороны выполняются в полном объеме. Никакой связи между продукцией "АлтТрака" и компенсациями нет. Это слухи. Единственное, сегодня ужесточились условия предоставления господдержки, документация проверяется более тщательно", - заверил замначальника по экономике ГУСХ Петр Быков. По его словам, за первое полугодие сельхозпроизводителям региона перечислено 966 млн. рублей различных видов компенсаций, что на 444 млн. руб-лей больше, чем за аналогичный период 2008 года.

"Смогут ли крестьяне с выгодой продать зерно урожая-2009", - пишет 29 июля газета "Свободный курс". Журналист Алексей Фомченко пишет, что в прайсах зернопереработчиков, актуальных на середину июля, указываются закупочные цены от 4700 до 5700 рублей (речь идет о пшенице 3-го класса с клейковиной свыше 25%. - Прим. ред.). То ли еще будет! Эксперты осторожны в прогнозах. Некоторые из них называют стартовую цифру в 130-140 долларов (примерно 4100-4500 рублей), что сопоставимо с нынешними мировыми ценами на зерно.

"Очевидно, ситуация с урожаем-2009 будет непростой, - заметил Алексей Нагорнов, заместитель гендиректора "Алтайагропрода". - Минсельхоз уже объявил, что объемы интервенционных закупок будут сокращены. Для проведения госинтервенций Россельхозбанку установлен лимит в 20 миллиардов рублей - в два раза меньше, чем в прошлом году. 6000 рублей - такой ориентир крестьянам дает государство, но каких-то прогнозов относительно осенних цен я дать пока не готов".

По мнению Виктора Фоминых, президента Алтайского союза зернопереработчиков, сокращение объемов закупок по госинтервенциям - это всего лишь видимая вершина айсберга, за которой скрываются более серьезные закономерности.

"Благодаря интервенциям закупается примерно десятая часть зерна, очевидно, что погоду на рынке делают не столько они, сколько востребованность зерна на российском и мировом рынках, - пояснил он "СК". - Сегодня против крестьян и зернопереработчиков играет много факторов, усложняющих ситуацию с продвижением алтайского зерна и продукции переработчиков на внешние рынки. При том, что у себя в регионе мы потребляем лишь 20% того, что производим".

Как заметил Валерий Гачман, генеральный директор агропромышленного холдинга "Грана", текущая ситуация на зерновых рынках усугубляется проблемой больших нереализованных переходящих остатков зерна.

В прошлом году, по данным официальной статистики, в стране был собран рекордный урожай зерновых - 108 миллионов тонн. Переходящие остатки - 20-25 млн. тонн зерна - все еще хранятся на элеваторах страны. В период с 2000 года они были в объеме 5-7 млн. тонн.

"Больше 73-75 тонн страна не потребляет, и главной проблемой для сельского хозяйства Алтая является отсутствие достаточных рынков сбыта для нашей продукции, - заметил Валерий Гачман. - В этом году, несмотря на засуху в ряде регионов, в стране ожидается хороший урожай. Оценки ведущих аналитических агентств - от 92 до 96 млн. тонн. До сезона 2008-2009 года рекордный урожай был в 2002-2003 г. Он составил 92 млн. тонн. Как вы помните, цены на зерно тогда рекордно пошли вниз".

Такой урожай на фоне рекордно высоких преходящих остатков зерна, сокращения экспортных возможностей России, связанного с кризисом спроса на мировом рынке, очевидно, будет являться основным фактором давления на зерновом рынке, - подчеркивает автор.

"С учетом складывающейся конъюнктуры рынка переработчики, имеющие запасы зерна, снижают цены, поскольку через определенное время сырье, которое они закупили, принесет им убытки в связи с прогнозируемыми мировыми ценами, - поясняет Юрий Титов, генеральный директор Ключевского элеватора, одного из предприятий, вошедшего в объединение зерноперерабатывающих предприятий "Алтайские мельницы". - Кто раньше продал, тот и выиграл, в прошлом году было наоборот".

Иного мнения придерживается Александр Терновой, гендиректор агропромышленной группы "Алтайские закрома".

"Рекордного урожая в этом году в России не будет, поэтому ничего чрезвычайного на зерновом рынке скорей всего не произойдет, - считает он. - В течение прошлого года цены на продовольственное зерно колебались в пределах от 4800 до 6500 рублей за тонну. С учетом роста потребления зерна в мире, а также перспектив развития животноводства и птицеводства у нас в крае проблема, куда деть излишки, отпадает сама собой".

Александр Вайс, исполнительный директор Алтайского союза крестьянских (фермерских) формирований: "Крестьяне далеко не всегда владеют информацией, а зернопереработчики в канун сбора урожая очень часто драматизируют ситуацию.

Недавно мне позвонили коллеги из Татарстана, заинтересованные в приобретении 2000 тонн фуражного зерна. Продавца нашли только в Тюмени, но он запросил 5500 рублей за тонну. Цена сопоставима со стоимостью продовольственной пшеницы.

Пример показательный, и я не думаю, что нам грозит обвал цен на зерно. От засухи пострадали многие регионы, а урожай в этом году прогнозируется более низким, чем в прошлом".

"Рекордные урожаи зерновых в Индии, Турции и Пакистане, Северной Африке, непростые отношения с египетскими покупателями - еще один существенный фактор, ведущий к сокращению экспорта зерна, что будет оказывать серьезное давление на зерновой рынок внутри России", - считает Валерий Гачман. На долю поставок в Египет, Турцию и Пакистан в прошлом году в общей сложности приходилось более 9 млн. тонн зерна - немногим меньше половины экспортных поставок из России.

До 50 тысяч тонн муки (капля в море, но все-таки новые горизонты) - на такие объемы поставок в Северную Корею рассчитывали алтайские зернопереработчики. Вопрос завис из-за экономического эмбарго этой страны.

"Только и успели отправить три пробных вагона муки, как торговые отношения были приостановлены из-за запуска баллистических ракет", - сообщил Юрий Титов.

Между тем рынок Северной Кореи эксперты называют одним из лакомых кусков пирога для российских экспортеров.

"При такой неблагоприятной конъюнктуре алтайские зернопереработчики не смогут покупать зерно по высоким относительно других регионов Сибири ценам, в противном случае - не смогут конкурировать по цене на муку", - утверждает Гачман.

"Ценовые ориентиры в 6000 рублей за тонну, поставленные интервенционными закупками, могут дезориентировать крестьян, - считает Виктор Фоминых. - Для товаропроизводителей высокая цена - это благо, но устанавливая более высокую, чем для европейской части страны, ценовую планку, мы ограничиваем свои экспортные возможности".

В случае низких стартовых цен крестьяне все-таки будут иметь возможность придержать зерно до лучших времен. Оправдает ли себя эта тактика? Как отметил Алексей Нагорнов, проблема с хранением зерна менее всего актуальна для края.

"Емкости элеваторов задействованы на 10-15% меньше, чем прошлым летом, - пояснил он. - Но это "средняя температура": в северной группе районов, где интервенционные закупки были наиболее активными, элеваторы заняты зерном".

По мнению Виктора Фоминых, в этом году привычная для крестьян тактика игры на повышение может и не сработать: "Высокий потенциальный урожай в Казахстане может нарушить планы российских переработчиков в отношении поставок зерна и муки в Узбекистан и Таджикистан, а излишки дешевого казахского зерна вполне могут пойти и на Россию", - пояснил он.

"Узнав о рождении тройни, отец детей сбежал", - пишет 27 июля "Комсомольская правда"- Барнаул. Автор материала Елена Ляликова рассказывает, что уже 30 лет в Славгороде не было такого счастья - и вот, наконец, случилось! Местная жительница Галина Сухова еще на третьем месяце беременности узнала, что ее ожидает счастье в кубе - рождение троих детей. Семья, конечно, была шокирована известием о тройне, но о том, чтобы прерывать беременность даже и речи не было. Постепенно Галина стала готовиться к предстоящему событию. За месяц перед родами с помощью сестры ей удалось расширить свою жилплощадь и купить двухкомнатную квартиру. Вот только одна незадача - отец детей после рождения сыновей исчез...

До недавнего времени он работал на основном городском предприятии "Бурсоль". Но с его закрытием глава семейства потерял работу, впрочем, также как и Галина. Получилось, что накануне рождения тройни семья осталась вообще без средств к существованию. А ведь у Суховых есть еще и старшая дочка, которая в этом году уже пойдет в школу.

В надежде найти работу будущий отец зарегистрировался на бирже труда в Славгороде. Стал получать пособие по безработице, но работу ему предложить пока так и не смогли. Видимо, испугавшись ответственности перед семьей, он в страхе сбежал, так и не повидав своих новорожденных сыновей.

А между тем, власти города не оставили мать с детишками в беде. Глава Славгорода выделил деньги на покупку всего необходимого для малышей. Помог и губернатор - от его имени многодетной маме вручили 150 тысяч рублей. Кроме того, Галине Суховой положено послеродовое пособие в размере 30-ти тысяч рублей. Да и местная соцзащита собирается поддерживать одинокую маму.

"Сегодня мы занимаемся покупками "приданного" для малышей. На те средства, которые выделил город, мы покупаем памперсы, игрушки, все необходимые вещи. Еще мы поможем собрать старшую девочку в школу. Также пытаемся найти новое место работы для отца младенцев", - пояснила начальник управления социальной защиты населения по городу Славгороду Лариса Василец.

Вот только, где искать новоявленного папашу, сотрудники соцзащиты, увы, не знают. Хочется надеяться, что он все-таки одумается и вернется к семье, - резюмирует автор.