21-22 июля состоялся визит на Украину вице-президента США Джозефа Байдена. В Киеве Байден заверил украинскую аудиторию, что "перезагрузка" отношений с Россией не будет осуществляться за счёт Украины, встретился с Виктором Ющенко и провёл переговоры с Юлией Тимошенко - по её словам, речь шла о диверсификации поставок ядерного топлива в страну. 23 июля Байден прибыл в Грузию, где выступил в парламенте, встретился с Михаилом Саакашвили, а потом и с представителями оппозиции. В Тбилиси Байден так же заявил, что США не будут налаживать взаимоотношения с Россией за счет интересов Грузии и никогда не признают независимость Абхазии и Южной Осетии. Политический смысл турне вице-президента США 23 июля прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Крылов.

В основных комментариях, прозвучавших на эту тему, уже говорилось, что визит Байдена - это послесловие к визиту Барака Обамы в Москву. Называется несколько задач - смотрины оппозиции, будущая смена лидеров, демонстрация того, что США во имя "перезагрузки" с Россией не сдадут своих союзников из числа "цветных демократов". Но это всё лежит на поверхности. Основная цель происходящего - выработка концепции политики новой американской администрации по отношению к постсоветскому пространству. Визит Байдена будет на этом направлении очень важной вехой. Сейчас новая администрация будет определяться со своими ориентирами, и решать, что делать. Понятно, что оставлять отношения с Россией такими, какими они были, крайне нежелательно - США просто не могут себе это позволить, учитывая ситуацию, которую они сейчас имеют в Афганистане, Пакистане и Ираке, а также иранскую и северокорейскую ядерную проблему. Без России здесь фактически не обойтись. Поэтому ясно, что при всём подозрительном отношении к России с ней всё равно надо как-то налаживать отношения.

Вместе с тем, новая администрация не хочет слишком далеко зайти в плане сближения с Россией, признав за ней какие-либо особые интересы на постсоветском пространстве. Американская администрация считает, что весь мир является зоной привилегированных интересов США, но даже крайне ограниченные поползновения Москвы в сторону того, чтобы за ней тоже признавались определённые зоны интересов, для американской администрации неприемлемы.

Для России речь идёт не о зоне влияния, а о том, что в Грузии, на Украине, в Белоруссии, да и вообще по всему периметру границ, у неё имеются национальные интересы в плане защиты собственной безопасности - национальной, экономической и оборонной. Этих законных требований американцы принять пока не готовы. Поэтому следовали многочисленные заявления о том, что США не признают никаких зон влияния ни за какими державами. По сути, речь идёт о сохранении прежнего курса на продолжение американского доминирования в мире, осуществляемого какими-то новыми методами, в частности, путём "Восточного партнёрства" и других подобных проектов. Но насколько это будет удачно в ситуации экономического кризиса - большой вопрос. Мне это кажется крайне проблематичным.

Что касается переговоров, прошедших между Джозефом Байденом и Юлией Тимошенко, по итогам которых Тимошенко объявила, что речь шла о проблеме поставок на Украину ядерного топлива нероссийского производства, то если бы Украина могла закупать ядерное топливо не в России по дешёвой цене, то ей не нужно было бы говорить на эту тему с вице-президентом США. Видимо, украинское руководство надеется на то, что американцы будут закупать для Украины ядерное топливо где-то на внешних рынках. Эта надежда достаточно призрачна: последние "газовые конфликты" показали, что Европа и Америка, прежде всего, блюдут свой интерес. И те газовые соглашения, которые Тимошенко заключала с ЕС, разорительны для Украины, потому что в них чётко оговорено: модернизация украинской газотранспортной системы будет проводиться исключительно западными компаниями на западные займы, которые дадут Киеву, и которые он потом должен будет гасить. И никто не говорит о том, что на Украине есть предприятия, которые задыхаются в ситуации кризиса, и для которых жизненно важно получить эти заказы. Но у европейцев и мысли не возникло поддержать "украинскую демократию". Вообще, все эти разговоры используются украинскими политиками, прежде всего в плане подготовки к выборам. И Тимошенко, и Ющенко, и все прочие деятели спят и видят себя президентами, и поэтому максимально раскручивают все темы своих разговоров с Джозефом Байденом. Но Украине лучше заниматься своими домашними проблемами, а не предаваться геополитическим фантазиям.