На вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил Александр Князев, профессор Киргизско-Российского Славянского университета, глава регионального филиала Института стран СНГ.

ИА REGNUM: Как в целом Вы оцениваете ход предвыборной борьбы?

Это самая малодинамичная и скучная из всех предвыборных кампаний, начиная с 2005 года. И причин тому я вижу две: во-первых, Курманбек Бакиев оказался достаточно сильным администратором и сумел подготовить весь административный аппарат и, в первую очередь, правоохранительный. Политическая ситуация в стране находится под его контролем. Во-вторых, та эволюция общества, которая произошла после 2005 года, привнесла очень высокую степень политической усталости в общество и весьма высокую степень недоверия по отношению ко всем политикам без исключения, это относится и к Бакиеву тоже. Но нынешние электоральные предпочтения, а они есть, если верить соцопросам, в пользу нынешнего президента.

ИА REGNUM: Чем вы объясните то, что Бакиев лидирует в соцопросах?

Популярность - не заслуга Бакиева, а, скорее, некоторая инерционность и нежелание каких-либо резких перемен, непредсказуемых последствий. И я бы еще выделил очень важный момент - прецедент, который был создан в 2005 году, пик протестных настроений и те разочарования, которые последовали потом, сейчас продолжают работать, и я думаю, что какие-то революционные изменения в какой-либо форме киргизским обществом восприняты не будут. То, что нет сильных кандидатов, сильных альтернатив - это уже вторично. Если бы в обществе существовал мощный естественный протестный потенциал, то появлялись бы новые лидеры, была бы поддержка тем, кто действует. А они все безликие, беспомощные, и никто из них не имеет никакой серьезной социальной поддержки.

ИА REGNUM: Играют ли в нынешних выборах роль т.н. "внешние игроки"?

Внешний фактор в этих выборах задействован, на мой взгляд, практически не будет, поскольку всех основных внешних игроков устраивает status quo. Поэтому выборы, я думаю, пройдут спокойно. Есть момент, который должен беспокоить действующую власть, - это общая явка, но, по моему мнению, известный административный ресурс поможет.

ИА REGNUM: А на что надеется оппозиция?

Я думаю, что действия всех оппозиционеров больше относятся к сфере PR-технологий. Это неплохой шанс напомнить о себе, о своем существовании и в будущем уже надеяться на то, что будет определенная востребованность. И к этому же причинному ряду я бы отнес неспособность удержаться вокруг единого кандидата. Странно, что некоторые из лидеров оппозиции по разным причинам не появились в качестве кандидата в президенты: Текебаев, Бекназаров или Исаков. Они отошли в сторону. На самом деле, это просто возможность попиариться, напомнить о себе и тем самым как-то удержать свой лидерский потенциал.

ИА REGNUM: Как вы считаете, выборы пройдут в один тур или в два?

Я думаю, что в один. Явка составит более 50%. По проведенным опросам получается, что в выборах примут участие более половины граждан, имеющих право голоса. И более половины из них проголосует за Бакиева.

ИА REGNUM: Каково будет превосходство Бакиева?

На мой взгляд, процентов 65-70 он наберет, остальные поделят в разной степени. Там ведь есть фигуры, которые вообще могут ничего не получить.

ИА REGNUM: Правозащитники и оппозиционеры жалуются на то, что власть активно применяет административный ресурс, руководство страны подобные утверждения опровергает. Кто прав?

Административный ресурс задействован по полной программе: люди, работающие в бюджетных учреждениях, не могут уйти в отпуск. Я думаю, что не случайно, вопреки всем традициям, выборы назначены не на выходной, а на рабочий день: расчет сделан на определенную пассивность, с другой стороны, будничный день - это возможность в бюджетных организациях привести людей на участки...

ИА REGNUM: В чем может выразится недовольство оппозиции, если результаты выборов ее не устроят?

Локальными акциями, которые, скорее всего, не получат большой поддержки извне. Недавно представители Еврокомиссии мониторили предвыборную кампанию в Киргизии и по итогам выразили полное удовлетворение той ситуацией, которая есть. Мне кажется, что это прямой результат того, что незадолго до этого было все-таки подписано соглашение о размещении Центра транзитных перевозок в аэропорту "Манас". Я думаю, что со стороны ОБСЕ и других организаций принципиальных претензий не будет. Наверное, будут какие-то замечания, чтобы продемонстрировать непредвзятость, объективность, и не более того. Оппозиции не стоит ожидать опоры в этом смысле. Бакиев утраивает всех внешних игроков.

ИА REGNUM: Как вы считаете, как будет развиваться политическая жизнь Киргизии после выборов?

Я полагаю, что через парламент, через законотворчество, через кадровую политику усилится тенденция к большей централизации власти, к более авторитарным методам, то есть усилится традиционная для нашего региона тенденция к усилению семейного правления.

ИА REGNUM: Последние несколько недель в стране и за ее пределами идут разговоры о том, что Россия намерена открыть на юге Киргизии некий военный объект. Как вы оцениваете саму инициативу, и что за ней стоит?

Для России это, скорее всего, этап развития проекта под названием КСОР (Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ - прим. ред.), возможность более подробного разговора об установлении на территории Киргизии антитеррористического центра. Узбекистан же отреагировал неформально, отрицательно; со стороны Казахстана реакция на создание такой структуры положительная и вполне официальная. В целом информационные выхлопы, которые есть, говорят о том, что идет процесс обсуждения данного вопроса между теми странами, которые в этом задействованы.

ИА REGNUM: Чем руководствуется Узбекистан, выступая против возможного размещения в Оше или Баткене российского военного объекта?

Это общая политика Узбекистана, старающегося не допустить подписание документа КСОР. Его политика - по возможности, дистанцироваться от всех и ограничить на себя влияние. А российская дислокация под юрисдикцией КСОР или как-то иначе состоится в любом случае.

ИА REGNUM: Что на ближайшую осень является главной угрозой для стабильности в республике?

Чего-то особо важного или страшного в области политики вряд ли стоит ожидать. Ситуация в экономике также вряд ли значительно ухудшится. По поводу активизации исламских экстремистов я думаю, что мы, может быть, имеем дело не с активизацией самих радикалов, а с активизацией информирования общественности о происходящей с ними борьбе, ну, может быть, и не самой борьбе, но информирования точно.