"Президенты Армении, Азербайджана и России не планировали ничего подписывать в ходе московской встречи 17-18 июля, однако эта встреча продемонстрировала наличия давления со стороны США, России и Франции в процессе решения вопроса НКР", - считает руководитель Центра стратегических и национальных исследований Ричард Киракосян.

Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 21 июля на пресс-конференции в Ереване Киракосян отметил, что помянутое им давление скорее касается армяно-турецких отношений, нежели Нагорного Карабаха. Эксперт заявил, что Анкара больше всех заинтересована в подписании какого-либо документа на основе Мадридских принципов, что даст ей повод объявить о прогрессе в армяно-турецких взаимоотношениях. Киракосян заявил, что Турция ищет повод, чтобы открыть армяно-турецкую границу до октября 2009 года, а международное сообщество, также предпринимает шаги в этом направлении.

Комментируя вероятность того, что под внешним давлением стороны карабахского конфликта все-таки подпишут соглашение, Ричард Киракосян заявил, что "никакое внешнее давление не может вынудить стороны пойти на этот шаг", и тем более, не может обеспечить безопасность НКР. Он подчеркнул, карабахскую проблему не может решить и давление, оказываемое Арменией. "Единственный путь решения проблемы - участие Степанакерта в переговорном процессе в качестве равноправной стороны. В мире ни один конфликт не решался без участия в процессе переговоров основной стороны. Армения не должна в переговорах представлять избранные демократическим путем власти НКР, так как интересы двух государств не всегда совпадают", - подчеркнул он.

По его словам, "признание Ереваном независимости НКР изменит всю динамику переговоров", и, следовательно, пока не известно - в лучшую сторону или в худшую". По его словам, настоящий же вызов заключается в том, что в правительстве республики очень мало людей со стратегическим мышлением, чаще всего они размышляют над тактическими вопросами.

На вопрос о том, насколько факт признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии может способствовать признанию независимости НКР, Киракосян ответил: "По моему мнению, они не очень связаны друг с другом, тем более, что Карабах имеет собственную историю, сделал собственные шаги, которые были более правильными, чем в случае с осетинами и абхазами. Одновременно, несмотря на то, что независимость Абхазии и Южной Осетии признали несколько стран, этого недостаточно. Я больше аналогий прослеживаю в вопросах Карабаха и Косова".