16 июля ряд политических деятелей из Центральной Европы опубликовал открытое письмо президенту США Бараку Обаме. Авторы письма, среди которых значатся экс-президент Литвы Валдас Адамкус, экс-президент Чехии Вацлав Гавел, экс-президент Словакии Михал Ковач, экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, экс-президент Польши Лех Валенса, глава эстонской партии "Союз Отечества и Рес Публика", советник президента Грузии Март Лаар и другие, призвали Обаму к более активному вмешательству в европейские дела. По их мнению, такая необходимость, помимо прочего, продиктована опасной активностью России в регионе, которая "по-прежнему стремится силой держать под контролем потерянную после распада СССР территорию, ведет тайную экономическую войну, энергетический шантаж, манипулирует СМИ региона, подкупает политиков и создает политические организации, направленные против интересов жителей стран Восточной Европы". Смысл и политические причины появления данного письма прокомментировал 20 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости российский историк и политолог Олег Неменский.

Письмо центральноевропейских политиков направлено не только на восприятие его в США, но и - и даже более - на внутреннее потребление в странах Центральной и Восточной Европы. Некоторые изменения в американской политике, которые ещё не столько произошли, сколько лишь анонсированы, связаны с проблемами, лежащими весьма далеко от Центральной Европы, и здесь это понимают. Понимают и то, что США играют с Россией в игры, также имеющие к этому региону очень далёкое отношение. Однако во всех центральноевропейских странах последнее время стал всё более слышим голос в пользу прагматических отношений с Россией. Идёт своего рода ползучая "финляндизация". Она скорее лишь в намёке, но в новых условиях у неё есть перспективы. Это можно заметить по предвыборным кампаниям: теперь побеждающие стороны делают упор не на антироссийские лозунги, а на заявления о необходимости "нормализации отношений".

Надо учитывать, что письмо подписано не просто поколением экс-политиков, оно подписано поколением политиков-победителей. Их объединяет общее понимание роли региона в международной системе и твёрдая уверенность в своей правоте. И за этим письмом стоит их испуг перед декларированной США ориентацией на более реалистический подход в международных отношениях, что может заметно подстегнуть эту "нормализацию". В частности, США фактически дали отмашку на развитие российско-германского партнёрства. Политические элиты этих стран более всего боятся восстановления старой системы отношений, когда вся европейская жизнь строилась на договорённостях крупных держав, среди которых важнейший элемент - германо-российские отношения. Восстановление этой системы в письме прямо названо "планом Медведева". В такой ситуации страны Центральной и Восточной Европы перестают играть ту заметную роль, к которой так быстро привыкли за несколько последних лет, и становятся европейской политической провинцией. В этом смысле письмо направлено и против германской восточной политики, традиционно основанной на приоритете отношений с Россией.

Международная роль региона имеет в первую очередь идеологическое обоснование. Регион чувствует свою значимость именно как "форпост западной цивилизации" перед "варварским Востоком". Для него принципиально значимо поддерживать враждебные отношения между Западом и Россией. Его лидеры ощущают себя солдатами "холодной войны": под её знаком проходила их политическая молодость в 1980-е, под её же знаком они добились карьерных вершин в 1990-е. Они ясно осознают, что проблематика этой войны по сей день актуальна, и хотят видеть её в центре мировой игры. Россия сохраняется как особый центр силы, а атлантические ценности так и остались ей чуждыми. Но современная Америка, несколько разуверившаяся в своих силах, готова ослабить свой воинственный пыл, а это как раз то, что может привести к "нейтрализации региона" Центральной Европы. Кроме того, эти страны ощущают, что их отношения с Россией перешли с глобальной повестки мировой политики на собственно региональный уровень, что уже сильно снижает международную роль региона. А вместо этого США втягивают их в решение тех глобальных проблем, в которых Россия оказывается одним из партнёров, что попросту обессмысливает участие в них для этих стран, ведь сами эти проблемы им очень далеки.

Письмо заключает в себе главный месседж всему западному миру: Россия по-прежнему очень опасна, более того - ещё опаснее прежнего. Она даже называется в числе "новых стратегических вызовов". Показательно, что для обоснования этого взгляда приходится обвинять Россию в очень уж сомнительных поступках: агрессии в отношении Грузии с целью восстановления контроля над этой страной и всем прежним пространством доминирования, политике шантажа и энергетической блокады стран Центральной Европы, регулярного подкупа СМИ в этих странах. Письмо фактически содержит призыв о спасении перед российской угрозой и печальные констатации своей разочарованности в современных институтах коллективной безопасности.

Здесь надо чувствовать настроения этих элит и связанных с ними кругов. Нагнетание антироссийской истерии в 1990-е и 2000-е гг. дало свой мощный психологический эффект, который трудно почувствовать из России. Ежедневный страх перед Россией стал привычным условием жизни. Многие в Польше и Прибалтике действительно боятся как-нибудь "увидеть за окном русские танки", а подозрения в "работе на КГБ" (не только в прошлом) стали привычным фоном любых политических дискуссий. Нереалистичность такого восприятия не мешает использовать его в публичной политике и раскручивать этот маховик, ведь страх - он сам себя кормит. Нечуткость со стороны США к этим, по сути, абсурдным страхам, пугает этих людей, приводя в паническое состояние, когда за каждым рукопожатием российского президента и германского канцлера видится сговор по новым "разделам Польши". Это свойственно значительной части политических элит и многим избирателям. Однако всё это мало касается молодого поколения, которое играет всё большую роль в электоральных массах и всё более приходит в политику. Эти опасения и - точнее сказать - страх перед новым политическим поколением, "недооценивающим угрозу России", составляет наиболее искренний и интересный подтекст письма.

Касательно списка подписантов стоит обратить внимание на то, что письмо подписано политиками Прибалтики и Центральной Европы, но к нему почти не удалось привлечь деятелей с Балкан. Лежащая на пограничье Балкан и Центральной Европы Румыния представлена экс-президентом, а от Болгарии есть подпись только одного, пусть и довольно известного, политаналитика. Это ещё раз демонстрирует идеологическую пропасть между Центральной Европой и Балканами, оставляющую на бумаге любые планы по созданию политических союзов "Междуморья" внутри ЕС и в отношении к России. Также стоит обратить внимание на то, что письмо подписано Адамом Ротфельдом, являющимся ещё и сопредседателем с польской стороны российско-польской Группы по трудным вопросам. Надо надеяться, что очередное заявление им своей антироссийской позиции не будет полностью проигнорировано в России: договариваться о чём либо можно только с тем, кто действительно хочет договариваться.