К концу этого года заработает трубопровод ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан), по которому российская нефть пойдет в Китай. На очереди - вторая часть проекта, которая обеспечит выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. О причинах такого отношения и значении трубы для России рассказал в интервью газете "Тихоокеанская звезда" первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока Василий Усольцев.

Василий Иванович, сейчас разгорелась бурная дискуссия вокруг строительства ВСТО. Что стоит за неослабевающим интересом к самому длинному в мире нефтепроводу? Надо строить трубу или нет?

Так она уже построена. Несмотря на все эти разговоры. Противники строительства регулярно повторяют мысль либеральных экономистов, что труба экономически невыгодна. Дескать, и инвестиций она требует много, и окупится неизвестно когда. Но пусть американцы у себя посчитают. Делать арифметический подсчет рентабельности проекта, который уже кормит сибирские и дальневосточные регионы, просто безграмотно. А вы считали эффект от экономического мультипликатора, который запустит этот нефтепровод? Уже запускает. Как раз в кризис государство и должно тратить деньги на такие крупные инфраструктуруные проекты - только так можно снова запустить экономику и помочь людям. Почему-то Барак Обама может тратить сотни миллиардов долларов на то, чтобы удержать на плаву несколько крупных банков, - и все молчат. А как только Россия запускает проект, который возродит целые регионы, - тут же раздаются голоса против.

Каким образом труба возродит эти регионы?

ВСТО - это же не просто несколько тысяч километров труб. Это новые рабочие места, новые налоги и вообще принципиально новый облик многих регионов на Севере и на Дальнем Востоке. Трубопровод обрастет своей собственной инфраструктурой, которая будет кормить местных жителей и приносить налоги в бюджеты всех уровней. Мы уже лет двадцать слышим рассуждения на тему того, что Дальний Восток "загибается". Появление трубы - это, по сути, уникальный шанс для всей огромной территории.

Но остается вопрос: насколько экономически рентабельно строительство трубы?

Это, смотря, как считать. Некоторые эксперты берут калькулятор и путем сложных манипуляций вычисляют, сколько лет свои затраты будет окупать Транснефть. У них получается, что этот процесс займет несколько десятилетий. Но так считать - это бред, ведь вопрос не только в доходах Транснефти. Посчитайте, какую выгоду получат государство в виде новых налогов, местные жители в виде новых рабочих мест и местный бизнес в виде новых подрядов, - другая картина. Вдоль трубы будут построены новые дороги, заводы, социальные учреждения. Трубопровод, который еще не заработал, уже несколько лет приносит прибыль в местные и федеральные бюджеты - налоги-то с него платятся исправно. Например, только за прошлый год в семи регионах, по территории которых пройдет труба, одних только прямых налогов было уплачено 760 млн. рублей. Только с зарплаты строителей и только в одном городе - Находке - за первый квартал этого года в местный бюджет поступило 10 млн. рублей. В строительстве порта там участвуют около 30 местных компаний. В Якутии на строительстве уже заняты 1200 жителей - и это в условиях кризиса, когда многие люди сидят без работы. Решаются социальные, экономические, политические проблемы - это разве не выгода? Кроме того, окрепнув, экономика дальневосточных регионов сможет расширить и взаимодействие с соседями - Китаем, Южной Кореей.

Почему же тогда у этого проекта есть такие влиятельные противники? А как может быть иначе, если речь идет фактически о создании нового геополитического и экономического расклада в мире? Россия, которая сейчас поставляет нефть в основном в Европу, прорубает окно в Китай и на весь азиатский рынок. Естественно, что не всем на Западе нравится усиление России.

А нужно ли азиатским странам столько топлива?

Еще как нужно. Посмотрите, что происходит вокруг рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Недавно Израиль заявил, что будет создавать новый маршрут транспортировки нефти из Азербайджана в Индию, а оттуда в другие азиатские страны. Я с трудом представляю, чтобы Израиль, который, кстати, всегда был верным союзником США, стал тратить миллиарды долларов на строительство труб, портов и прочей инфраструктуры, если бы не был уверен, что эти вложения окупятся. И он явно делает это не для того, чтобы насолить России, а потому, что понимает все перспективы азиатского рынка нефти. То есть Израиль проникает в Азиатско-Тихоокеанский регион при помощи восточной нефтяной дуги, а Россия создает восточную часть азиатского энергетического кольца. Но это не только политический вопрос. Тот, кто контролирует маршрут поставок топлива в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает и огромные прибыли. По прогнозам, через 20-25 лет Китай и Индия станут крупнейшими в мире потребителями нефти. Каждый год им будет нужно около 500 млн. тонн "черного золота" - в пять раз больше, чем сейчас. Если предположить, что тогда нефтяные цены будут находиться на уровне 100 долларов за баррель, то каждая из этих стран будет сжигать топлива на 1 миллиард долларов в день! Это колоссальные средства - на них весь ВСТО можно окупить меньше чем за две недели. Ради таких будущих барышей западным нефтяным компаниям не жалко никаких денег сейчас, чтобы помешать России напрямую выйти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Кстати, по ВСТО пойдет не только российская нефть. Казахстан, который активно обеспечивает китайцев нефтью, тоже заинтересован в расширении способов поставок и стран назначения. Есть основания считать, что, вопреки заявлениям, по северному маршруту, который создает Израиль, потечет не азербайджанская, а казахская нефть. Казахстан пошел по пути России - он тоже рвется на перспективный рынок. Поэтому, несмотря на различные псевдопрогнозы, труба будет загружена под завязку. И России здесь нельзя отставать от своих конкурентов - нужно реализовать наш шанс на лидерство в энергетике XXI века.