"Несмотря на то, что из трех найденных на месте падения Ту-154М "черных ящиков" два сильно повреждены, эксперты надеются извлечь из них полезную и важную для их работы информацию", - заявил 17 июля в интервью ИА REGNUM Новости Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов". Как отметил Шелковников, самолет представляет собой груду небольших по размеру кусков металла, что ставит перед расследователями сложные задачи.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 15 июля в 11:33 по местному времени рейс РЖ7908 на Ереван вылетел из международного аэропорта Тегерана и приступил к набору высоты. Диспетчер разрешил экипажу занять эшелон полета 320. Однако после того как самолет набрал эшелон полета 288 (28800 футов), он начал резко снижаться. "Скорость снижения составила около 72 метров в секунду, что может говорить о неконтролируемом падении самолета: исправные воздушные суда с такой вертикальной скоростью снижаться не могут", - сообщил эксперт. Через 16 минут после взлета самолет столкнулся с землей. На борту рейса авиакомпании Caspian Airlines погибли все 153 пассажира и 15 членов экипажа - в общей сложности 168 человек.

"Изучение фотографий с места падения лайнера может говорить о том, что у самолета была хоть и небольшая, но поступательная скорость - об этом свидетельствуют длинные борозды на сельскохозяйственном поле. Глубокий кратер (около 10 м) может свидетельствовать, что вертикальная скорость в момент контакта с земной поверхностью все-таки была очень высокой. Это предположение подтверждают слова Али Акбара Хашеми, свидетеля катастрофы, который сказал, что самолет падал по спирали, весь его хвост был объят пламенем, а от удара почва под его ногами затряслась, как при землетрясении", - напомнил Шелковников, обратив внимание на то, что специалисты, расследующие это авиапроисшествие, отмечают, что перед снижением пилот сообщил о пожаре левого двигателя. "На самолете Ту-154 двигатели расположены довольно близко друг от друга в хвостовой части самолета. Они оборудованы несколькими очередями пожаротушения. Даже если один двигатель отказал, самолет может продолжить полет и выполнить благополучную посадку. Поэтому можно предположить, что, как это часто бывает при катастрофах, имело место сочетание нескольких отказов оборудования и органов управления самолетом", - предположил президент КАА "Безопасность полетов".

Количество членов экипажа, обслуживающего полет на самолете Ту-154, несколько необычно, отметил Шелковников: "Самолетом управляют капитан, второй пилот, штурман и борт-инженер, а количество бортпроводников зависит от количества пассажиров, но обычно составляет до 5 человек, только иногда - 6. Каковы были обязанности 5-6 остальных членов экипажа, пока неясно. Рабочего времени вполне хватало, чтобы выполнить рейс из Тегерана в Ереван и обратно силами одного экипажа".

Напомним, по словам представителя Caspian Airlines Арлена Давудяна, около месяца назад самолет прошел обязательную форму обслуживания в России, и его летная годность была продлена до 2010 года. Разбившийся самолет был построен в 1987 году. Совместная российско-иранская авиакомпания Caspian Airlines, которой он принадлежал, была учреждена в 1993 году. Она выполняет полеты по внутренним направлениям (около 20 аэродромов в Иране), а также на Украину, в Белоруссию, Венгрию, Турцию, Армению, Сирию, Ливан и Объединенные Арабские Эмираты. Авиакомпания успешно прошла аудит по безопасности Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA).

"Нам известно о реакции некоторых СМИ и зарубежных авиационных специалистов, заявивших, что из-за экономических санкций, наложенных на Иран, страна не может покупать самолеты западноевропейского и американского производства, "поэтому довольствуется старыми советскими самолетами", - сказал эксперт. "Однако никто из этих специалистов не поднял свой голос несколько недель назад, когда во время руления в аэропорту Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) загорелся самолет американского производства DC-3, уже в течение 50 лет эксплуатирующийся некоторыми североамериканскими компаниями. Как и всегда в таких ситуациях, не стоит торопиться с выводами и назначением виновных", - заключил Валерий Шелковников, предложив дождаться официальных результатов расследования.