"Заявления, сделанные в Тирасполе председателем комитета Государственной думы РФ по международным делам Константином Косачевым, позволяют сделать несколько важных выводов", - заявил 17 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости директор Социал-демократического института Молдавии Богдан Цырдя.

По мнению эксперта, "впервые за 19 лет, Россия не поддерживает однозначно Игоря Смирнова, заявляя о своей почти открытой поддержке Евгения Шевчука". "Это означает, что Кремль решил поставить на другого игрока", - считает Цырдя.

"Другой вывод - это желание России деблокировать экономическую блокаду Приднестровья, - продолжил политолог. - По крайней мере, Молдавия получила на днях право экспортировать вино посредством "нескольких окон", а не одного, как это было в последнее время. Мы предполагаем, что взамен Москва потребует от Кишинева сделать шаг навстречу Тирасполю. Нельзя исключать, что Москва надавит и на Киев с целью облегчения транзита приднестровских товаров через украинскую территорию".

Третий вывод, по словам Цырди, касается переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. "Косачев намекнул, что формат "2+1" (Молдавия и Приднестровье при посредничестве России) является функциональным форматом, в рамках которого можно добиться серьезных продвижений. Это означает, что Россия не собирается уступать инициативу Западу даже вопреки тому, что ЕС предложил "Восточное партнерство" для Молдавии и других государств СНГ. То есть Москва будет добиваться, чтобы самые серьезные решения принимались в формате "2+1", а формат "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) служил для легитимации принятых решений", - отметил эксперт.

"Наконец, четвертый вывод - Москва заявила что "местное самоуправление является священной коровой". На Западе местное самоуправление действительно является основой демократии. Если Приднестровье докажет что у него больше демократии чем в Молдавии, оно сможет претендовать на обретение статуса субъекта международного права (то есть субъекта конфедерации) или даже на получение независимости. Смирнов, пытаясь задушить местное самоуправление (на одном из заседаний конституционной комиссии президент ПМР Игорь Смирнов заявил, что в Приднестровье "нет местного самоуправления" - прим. ИА REGNUM Новости), вызвал раздражение Кремля, так как тем самым он разрушал ее планы. Мы не знаем, на какую карту ставит Москва, но ясно, что Кремль будет пытаться переформатировать политическую ситуацию в регионе, а вместе с ней, возможно и в Молдавии. Новая субъектность Приднестровья приведет к появлению и Новой Молдавии. Практически, игра имеет серьезную геополитическую перспективу. Возможно, Смирнов не понял этого, надеясь, что ссора президентуры с Верховным советом - это "внутренняя разборка". В ситуации, когда ЕС и США пошли в атаку по всем направлениям (NABUCCO, "Восточное партнерство", попытка Болгарии заблокировать "Южный поток"), Россия решила поставить на нового субъекта, более динамичного, демократичного, молодого, который будет отвечать новым геополитическим реалиям", - подвел итог Богдан Цырдя.

Напомним, 15 июля в ходе встречи с председателем партии "Обновление" Евгением Шевчуком находящийся в Тирасполе с визитом по приглашению партии "Обновление" Константин Косачев заявил, что Россия внимательно следит за тем, что происходит в политической жизни Приднестровья. Встречу с представителями партии "Обновление" российский представитель назвал "встречей друзей". "Мы стоим на одинаковых политических платформах, верим в одинаковые ценности, идеалы, являемся патриотами своих стран и народов, и я уверен, что это начало важно и для внутреннего развития, и имеет очевидное международное значение. Я говорю с позиции партии "Единая Россия", именно она сейчас является определяющей для внутренней и во многом внешней политики России", - подчеркнул Косачев. Он выразил обеспокоенность тем давлением, которое оказывается на Верховный совет ПМР и отметил, что Приднестровье в данный момент переживает непростой период не только в своем экономическом, но и во внутриполитическом развитии. "Всем хорошо известное решение Евгения Шевчука, безусловно, вызвало большой резонанс и в России", - отметил российский парламентарий. "Мы смотрели за тем, как появилась в Верховном совете конституционная инициатива, которую выдвинули депутаты от "Обновления", как этот процесс развивался, как те же депутаты, не желая доводить разногласия до какой-то точки невозврата, приняли непростое для себя, но правильное в той ситуации решение и не стали настаивать на этой своей инициативе. Но ситуация стала развиваться дальше, и сейчас существует много новых идей в отношении того, какой может быть новая Конституция. Я уже начал обсуждать эту тему с руководством парламента, депутатами и политиками", - добавил российский политик. "То конституционное реформирование, которое в настоящее время происходит в Приднестровье, является внутренним делом республики и политических сил, которые здесь действуют. Разумеется, мы за этим процессом внимательно следим, и, безусловно, видим связь между внутриполитическими процессами, которые проходят в ПМР и перспективами определения статуса государства. Чем более устойчивым будет политический строй и Конституция, чем более развитой будет демократия, тем больше перспектив для того, чтобы процесс определения статуса ПМР рано или поздно был выстроен таким образом, чтобы устраивал людей, живущих в республике", - заявил Косачев. Он также выразил мнение, что у приднестровского парламента достаточно конституционных полномочий для того, чтобы совершенствовать Основной закон в интересах жителей ПМР. В то же время, говоря о конституционной комиссии, созданной при президенте ПМР, Косачев отметил: "Знаю, что существует много идей относительно изменений Конституции ПМР. На каком-то этапе они высказывались Верховным советом, сейчас эти идеи формируются в рамках конституционной комиссии (созданной при президенте ПМР - прим. ИА REGNUM Новости). Необходимо понимать, что тот вид, в котором представлены в настоящее время данные поправки, мягко говоря, требует дополнительной гармонизации с общемировым опытом. Многие идеи, которые я видел, мне кажутся идущими не в русле, а может даже и вразрез с тем, как этот мировой конституционный опыт выглядит и развивается. Есть много других сюжетов в общемировой практике, которые обязательно должны учитываться в будущей работе над Конституцией ПМР. И до тех пор, пока этот опыт до конца не будет освоен, пока нет широкого консенсуса в обществе, лично я бы не торопился ни с какими поправками и конституционными реформами", - заявил Константин Косачев. Он также отметил, что "местное самоуправление, его независимость, права и выборность являются священной коровой №1 на общеевропейском пространстве". "Там готовы идти на любые компромиссы и обсуждать различные развязки проблемных вопросов, но тема роли местного самоуправления не подлежит никакому обсуждению и никаким компромиссам", - подчеркнул глава комитета Госдумы РФ по международным делам. Касаясь вопроса экономической нестабильности вокруг ПМР, Косачев отметил, что "в России с тревогой наблюдают за тем, как на Приднестровье оказывают экономическое давление, вводя какие-то искусственные ограничители". "В том числе это происходит и по инициативе соседней Украины", - подчеркнул политик. Он выразил мнение, что "со стороны Украины хотелось бы видеть значительно более конструктивную и гибкую позицию по механизму гарантирования мира и спокойствия в этом регионе".

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. Также рассматриваемыми поправками планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. При этом должность вице-президента в России отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. Депутаты Верховного совета ПМР I созыва 23 мая выступили с обращением к президенту ПМР Игорю Смирнову о роспуске действующего состава парламента IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержали некоторые пропрезидентские общественные организации и политические партии. 27 мая в адрес спикера парламента ПМР Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. Несмотря на это, после проведения 3 июня акции протеста, в которой приняли участие около трех десятков пенсионеров, 9 июня сторонники президента обратились в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В то же время в адрес Верховного совета ПМР регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти Приднестровья. В настоящее время Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, созданная при президенте Приднестровья работает над проектом нового Основного закона ПМР. Одновременно с этим в парламенте Приднестровья создана альтернативная Конституционная комиссия. 8 июля председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук подал в отставку.