В государствах Средней Азии - Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Туркмении - побывала солидная американская делегация во главе с бывшим послом США в России, а ныне заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Уильямом Бернсом. В ее состав входили помощник госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк, специальный помощник президента, главный директор по вопросам России и Евразии Совета национальной безопасности США Майкл МакФол, спецпосланник по вопросам энергетики Евразии Ричард Морнингстар, заместитель помощника министра обороны Дэвид Седни.

Уже сам этот состав делегации предполагал, что для Белого Дома это была контрольная поездка, в результате которой должно появиться, как минимум, аналитическое обеспечение готовящихся политических решений по определению внешнеполитических приоритетов политики США в регионе. Определенным подтверждением такого вывода служит тот факт, что после завершения визита глава делегации Уильям Бернс позвонил в МИД РФ и обсудил его итоги с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным. Подобный политес с американской стороны имеет простое объяснение: в ходе недавнего визита президента США в Россию Барака Обамы было достигнуто соглашение о транзите военных грузов через Россию для натовского военного контингента в Афганистане. Президент США публично благодарил главу России Дмитрия Медведева за это соглашение, заметив, что "этот жест указывает на ту степень будущего российского участия, которое позволит нам разрешить огромное количество международных вопросов". Чуть ранее президент России фактически поддержал решение Бишкека продлить аренду для США военной базы "Манас", которая, правда, с заслуживающим изучения изяществом была переименована в "Центр транзитных перевозок".

Так что на сей раз США в Средней Азии, на первый взгляд, интересовали возможности сотрудничества с государствами региона в деле осуществления антитеррористической операции в Афганистане, а не выстраивание геополитических комбинаций в этом регионе, - как минимум, не выстраивание их (пока) против России.

Тем не менее, некоторые лидеры государств, привыкшие понимать свою так называемую многовекторную внешнюю политику только как "игру" на российско-западном соперничестве, не избежали соблазна в очередной раз разыграть старую " карту". Например, накануне подписания в Анкаре соглашения по проекту газопровода NABUCCO и буквально в день прибытия в Ашхабад Уильяма Бернса, на заседании правительства президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов объявил о своем решении присоединиться к этому проекту, утверждая, что его страна "располагает колоссальными запасами газа". В свою очередь официальный Ташкент, который еще недавно находился под политическим прессом Запада из-за событий в Андижане, через "анонимный источник" в правительстве страны распространил сообщение, что он "против создания Россией еще одной военной базы на территории Киргизии и других граничащих с Узбекистаном государств".

Однако сейчас США публично не приняли эту подачу Узбекистана. Пресс-служба посольства США в Ташкенте за несколько часов до встречи американской делегации с президентом Узбекистана Исламом Каримовым распространила полный текст краткой пресс-конференции, в котором Уильм Бернс обозначил главную задачу своего визита. Он выразил признательность Узбекистану "за важный вклад, который он вносит в совместные усилия в Афганистане своей поддержкой Северной сети поставок и снабжением Кабула и других афганских городов электроэнергией". При этом американский дипломат не забыл поблагодарить власти за предоставленную ему возможность "встретиться с лидерами гражданского общества". Намек на то, что в Вашингтоне не забываю старое.

Что все это значит? После распада СССР страны Средней Азии стали испытывать на себе растущее воздействие мировых центров силы, связанное, в первую очередь, с региональным энергоресурсным потенциалом. Поэтому у новых независимых государств появился реальный соблазн за счет альянса с Западом укрепить свою национальную государственность и максимально дистанцироваться от России. Но на практике это увеличивало конфликтность в регионе. Не случайно проблема обеспечения безопасности подтолкнула эти же государства к созданию механизмов совместного контроля над обеспечением безопасности в рамках ОДКБ и ШОС. Более того, соседний "афганский синдром" усиливает криминальные и экстремистские структуры и не только создаёт угрозу для легальных институтов власти, но и активизирует формирование огромного нестабильного и депрессивного геополитического пространства.

Но это только одна сторона медали. Суть другой в том, что Россия в Средней Азии перестала быть единственным "игроком". Помимо нее здесь активно проявляют интересы США, Китай и Иран. Причем, Пекин и Тегеран практикуют приемы так называемой "глубинной дипломатии", которые реанимируют "зоны влияния", которые некогда они имели в границах Китайской и Персидской империй. Не случайно история народов и государств, существовавших в разные времена в Средней Азии, во многих китайских и иранских исторических монографиях стала описываться в категориях противостояния персидской, китайской и тюркской цивилизаций. Поэтому нельзя исключать, что в ближайшее время процесс фрагментации изобретённого в США "Большого Ближнего Востока", начавшийся с вооруженного вторжения США в Ирак, через Закавказье и Афганистан достигнет Средней Азии и Китая - станет фактом другой американской концепции "глобальных Балкан от Косова до Синьцзяна".

Недавние события в Уйгур-Синьцзянском автономном округе Китая - только первый звонок. Поэтому может случиться и так, что совместное военное присутствие России, США и НАТО в странах Средней Азии будет продиктовано новыми угрозами и рисками регионального свойства.

На днях появилось сообщение о том, что в конце нынешнего месяца в Душанбе состоится саммит глав государств России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. Это будет первая встреча в такой геополитической конфигурации, на которой будут обсуждаться вопросы соединения транспортных, коммуникационных и энергетических сетей четырех стран. Насколько это встраивается в намерения США, стремящихся единолично контролировать Афганистан и Пакистан, обозначенные визитом Уильяма Бернса в их "предполье", в Среднюю Азию - мы скоро узнаем. Пока лишь понятно одно: роль России в этих намерениях была и остаётся "транзитной". Поэтому нам так же скоро предстоит узнать, в каких формулах Россия признает эту грустную правду.