Визит главы комитета Госдумы РФ по международным делам Константина Косачева ("Единая Россия") в Тирасполь, безусловно связан с тем политическим кризисом, через который проходит в данный момент Приднестровье. Об этом заявил 16 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости политолог Александр Ангели.

По словам эксперта, в заявлениях Косачева в Тирасполе можно выделить несколько наиболее важных аспектов. "Во-первых, Косачев от имени "Единой России", лидером которой является Владимир Путин, недвусмысленно встал на сторону депутатов Верховного совета и Евгения Шевчука в их противостоянии тому давлению, которое оказывается на них со стороны президента ПМР Смирнова и его окружения. После визита Косачева любые авантюрные действия сторонников Смирнова против парламента ПМР будут восприниматься, как действия, направленные против Путина, против России. Ведь, безусловно, этот символичный визит не мог состояться без одобрения российского премьера", - отметил политолог.

"Во-вторых, своим визитом Косачев дал понять, что российская власть внимательно отслеживает то, что происходит в Тирасполе, - продолжил Ангели. - Кому-то из застрельщиков кампании против Верховного совета, возможно, казалось, что они могут делать все, что им заблагорассудится. Оказалось, что это не так: Россия остается активным и внимательным игроком в приднестровской политике, как бы кому-то ни хотелось вытеснить ее для того, чтобы иметь возможность дать развернуться собственному волюнтаризму и авантюризму. Более того, в условиях политического кризиса и противостояния властей в Приднестровье именно Россия становится истинным гарантом законности политического процесса в регионе и безусловного соблюдения Конституции ПМР. И это, к слову, большая ответственность для Москвы. Визит столь высокопоставленного российского представителя показывает, что Россия отдает себе в этом отчет".

Наконец, в-третьих, отметил Ангели, Косачев "щелкнул по носу Украину". "Он особо остановился на продолжающейся блокаде Приднестровья со стороны Молдавии и Украины, причем особо подчеркнул роль Киева в этом процессе, о которой, кажется, начали "забывать" даже отдельные тираспольские чиновники. Если со стороны Молдавии данная политика следует в русле официальной позиции Кишинева, то Украина позиционирует себя в качестве нейтрального "гаранта" и, следовательно, сохранение несбалансированной поддержки Кишинева в его стремлении "придушить" ПМР, чтобы сделать Тирасполь более сговорчивым, вызывает вопросы не только в Тирасполе, но и в Москве", - подвел итог Александр Ангели. (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств - прим. ИА REGNUM Новости)

Напомним, 15 июля в ходе встречи с председателем партии "Обновление" Евгением Шевчуком находящийся в Тирасполе с визитом по приглашению партии "Обновление" Константин Косачев заявил, что Россия внимательно следит за тем, что происходит в политической жизни Приднестровья. "То конституционное реформирование, которое в настоящее время происходит в Приднестровье, является внутренним делом республики и политических сил, которые здесь действуют. Разумеется, мы за этим процессом внимательно следим, и, безусловно, видим связь между внутриполитическими процессами, которые проходят в ПМР и перспективами определения статуса государства. Чем более устойчивым будет политический строй и Конституция, чем более развитой будет демократия, тем больше перспектив для того, чтобы процесс определения статуса ПМР рано или поздно был выстроен таким образом, чтобы устраивал людей, живущих в республике", - заявил Косачев. Он также выразил мнение, что у приднестровского парламента достаточно конституционных полномочий для того, чтобы совершенствовать Основной закон в интересах жителей ПМР. В то же время, говоря о конституционной комиссии, созданной при президенте ПМР, Косачев отметил: "Знаю, что существует много идей относительно изменений Конституции ПМР. На каком-то этапе они высказывались Верховным советом, сейчас эти идеи формируются в рамках конституционной комиссии (созданной при президенте ПМР - прим. ИА REGNUM Новости). Необходимо понимать, что тот вид, в котором представлены в настоящее время данные поправки, мягко говоря, требует дополнительной гармонизации с общемировым опытом. Многие идеи, которые я видел, мне кажутся идущими не в русле, а может даже и вразрез с тем, как этот мировой конституционный опыт выглядит и развивается. Есть много других сюжетов в общемировой практике, которые обязательно должны учитываться в будущей работе над Конституцией ПМР. И до тех пор, пока этот опыт до конца не будет освоен, пока нет широкого консенсуса в обществе, лично я бы не торопился ни с какими поправками и конституционными реформами", - заявил Константин Косачев.

Касаясь вопроса экономической нестабильности вокруг ПМР, Косачев отметил, что "в России с тревогой наблюдают за тем, как на Приднестровье оказывают экономическое давление, вводя какие-то искусственные ограничители". "В том числе это происходит и по инициативе соседней Украины", - подчеркнул политик. Он выразил мнение, что "со стороны Украины хотелось бы видеть значительно более конструктивную и гибкую позицию по механизму гарантирования мира и спокойствия в этом регионе".

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля Верховный совет ПМР принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. Также рассматриваемыми поправками планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. При этом должность вице-президента в России отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. Депутаты Верховного совета ПМР I созыва 23 мая выступили с обращением к президенту ПМР Игорю Смирнову о роспуске действующего состава парламента IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержали некоторые пропрезидентские общественные организации и политические партии. 27 мая в адрес спикера парламента ПМР Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. Несмотря на это, после проведения 3 июня акции протеста, в которой приняли участие около трех десятков пенсионеров, 9 июня сторонники президента обратились в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В то же время в адрес Верховного совета ПМР регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти Приднестровья. В настоящее время Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, созданная при президенте ПМР работает над проектом нового Основного закона ПМР. Одновременно с этим в парламенте Приднестровья создана альтернативная Конституционная комиссия. 8 июля председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук подал в отставку.