Сегодня на наши вопросы по недавнему выступлению президента Азербайджана Ильхама Алиева в Чаттам Хаусе (Лондон) отвечает начальник Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, доктор политических наук (РФ), научный эксперт по контртерроризму (США), действительный член Российской академии военных наук, генерал-майор Гайк Саргисович Котанджян.

Как Вы оцениваете заявление президента Алиева в Чаттам Хаусе по поводу готовности Азербайджана начать войну за возвращение Карабаха?

Это очередной пассаж многолетней воинственной риторики, оглашаемой им в Азербайджане практически на всех протокольных мероприятиях. Раньше с призывами о новой войне президент Азербайджана выступал у себя дома, делая расчет преимущественно на внутреннюю аудиторию. Ныне же заявление Ильхама Алиева о готовности Азербайджана возобновить войну в Карабахе демонстративно нацелено на международное сообщество. Притом в канун его встречи с президентом Армении в Москве, организуемой президентом России по завершению обсуждения Карабахской проблемы в формате глав государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ на недавнем саммите в Италии.

Призывы Ильхама Алиева к войне с трибуны Чаттам Хауза, сделанные буквально после заявления президентов США, России и Франции по итогам встречи G-8, принципиально противоречат сути обращения Барака Обамы, Дмитрия Медведева и Николя Саркози к президентам Армении и Азербайджана по безальтернативности мирного разрешения Карабахского конфликта. Данное заявление фактически дезавуирует подпись президента Алиева под Майндорфской Декларацией, подтверждающую приверженность главы Азербайджана к разрешению конфликта на базе принципов неприменения силы, права народов на свободное самоопределение и территориальной целостности.

Как бы Вы объяснили подобную противоречивость в позиции президента Азербайджана?

Трудно комментировать подобное противоречие позиции президента соседнего государства с договоренностями, публично принятыми на уровне глав государств. Ильхам Алиев из Лондона угрожает новой войной, несмотря на предупреждения мировых центров силы о необходимости вынесения трезвых уроков из прошлогодней военной катастрофы в Грузии.

Видимо, ответ на Ваш вопрос нужно искать за пределами политической логики. В психологии подобное поведение определяется как раздвоение личности, когда человек обладает двумя (а иногда и более) различными личностями, при этом одна из них, как правило, не подозревает о наличии другой. Политическое доверие к подобным партнерам ставит под вопрос реальность гарантий стабильности и безопасности в Карабахе не только в региональном, но и в более широком международном контексте.