Еще не началось лето, а в лесах Волгоградской области уже произошло более двух десятков пожаров: огонь уничтожил свыше 80 гектаров насаждений. А ведь нам "зеленые легкие" как зеницу ока беречь надо: ну не Сибирь у нас, а сплошные степи да полупустыни. Естественные лесные массивы располагаются только в поймах рек. Когда-то пески заносили целые населенные пункты.

Несколько раз, например, приходилось "откапывать" Кумылгу, пока в 30-е годы прошлого века здесь не занялись посадкой леса. Благодаря деревьям удалось остановить пески в Камышине. Вокруг Царицына тоже была голая степь. А сейчас город окружают 12 тысяч гектаров зеленой "стены". Гектар молодого леса ежегодно поглощает до 3 тонн углесоединений. Так что, не будь вокруг Волгограда этого кольца, а под боком - Волго-Ахтубинской поймы, мы бы уже давно в противогазах ходили.

Увы, "зеленые легкие" области, которые за последние 80 лет благодаря кропотливому труду выросли на 500 тысяч гектаров, сокращаются. В прошлом году в регионе было зарегистрировано 270 возгораний - пламя съело 2000 гектаров (ущерб превысил 30 миллионов рублей). Этой весной удалось посадить только 1,5 тысячи гектаров, так что потери можете подсчитать сами.

Почти 90% пожаров происходит по вине земляков, которые выбираются отдохнуть на природу. Случается, конечно, что пламя вспыхивает после попадания в дерево молнии или из-за оставленного в траве осколка стекла, которое выступает в роли увеличительного. Но по сравнению с тем, что вытворяет человек, это просто мелочи. Настоящий бич лесов - брошенные окурки и непотушенные костры. Пламя возгорается и от искр, которые вылетают из выхлопных труб автомобилей. Нередко огонь приходит со стороны полей и степей, где особо "одаренные" земледельцы поджигают прошлогоднюю траву.

Когда наступит жара и объявят о чрезвычайной пожароопасности, леса региона будут закрыты для посещений. Практика показывает, что местное население запреты мало смущают и в тени под деревьями продолжают устраиваться пикники.

Приведем следующий факт: вместо 17 наблюдательных вышек, которые должны быть в лесхозах, их установлено всего 9. А ведь чем быстрее будет обнаружен пожар, тем легче с ним справиться. Что вообще не укладывается ни в какие рамки, так это обеспеченность лесхозов пожарными машинами: вместо 55 необходимых по нормативам в наличии всего... 24. Износ техники составляет до 70 процентов. Еще недавно в одном из хозяйств работал трактор... 1957 года выпуска. В 2002 году в Серафимовичский и Подтелковский лесхозы поступили две новые пожарные машины, приобретенные за счет федеральных средств, но это общей картины не изменило.

В прошлом году все тот же федеральный бюджет, который финансирует лесную службу, прислал в счет компенсации затрат на тушение пожаров 1,6 миллиона рублей. Но сделано это было задним числом, а деньги, хоть кричи, были нужны, когда посадки застилало дымом. Средств тогда не хватало даже на то, чтобы топливо приобрести. В самый критический момент 100 тысяч на горючее распорядилась выделить областная администрация, но и здесь оперативность оставляла желать лучшего.

По словам сотрудников службы, в данный момент небольшой запас ГСМ в лесхозах есть, но он иссякнет уже после первого крупного ЧП, и затем технику разве что руками толкать придется.

Хорошо еще, что в последнее время штрафы за нарушение правил противопожарной безопасности выросли до более-менее разумного уровня. Года три назад гражданин, решивший развести в зеленой зоне костер, должен был заплатить за такое раздолбайство... десять рублей. Теперь минимальный штраф составляет тысячу. Правда, воздействовать на нарушителей реально лишь в том случае, если лесничего сопровождает милиционер: попробуйте в одиночку урезонить, к примеру, пьяную компанию.

Крайне скверно обстоят дела с поиском "авторов" пожаров.

- В прошлом году мы передали в правоохранительные органы 97 дел для установления виновных, - говорит начальник отдела охраны лесного фонда Главного управления природных ресурсов по Волгоградской области Николай Прозоров. - Но ни одного человека так и не привлекли к ответственности.

Сейчас леса составляют всего чуть более 4% территории области. По словам специалистов, было бы оптимальным, если б лесистость приблизилась к 12%. Даже при условии бесперебойного финансирования работ на это потребуется 150 лет. Впрочем, если мы по-прежнему будем ежегодно превращать в дым сотни гектаров, то уже к концу этого столетия от рукотворных лесов останутся одни головешки.