Приднестровское урегулирование: "Для приднестровской элиты "отложенный статус" ПМР - рай земной". Власть: "Президент Приднестровья - гарант несоблюдения Конституции". Экономика: "Кризис - не повод не платить зарплату".

Приднестровское урегулирование: "Для приднестровской элиты "отложенный статус" ПМР - рай земной"

В сообщении Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "На минувшей неделе глава МИД Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак заявил, что "ПМР согласна на отложенный статус". Данное заявление вызвало широкий резонанс. Отложенный статус - это инструмент политико-правового урегулирования для отделяющейся территории. Обе стороны придерживаются полностью своей позиции, но отношения между государствами регулируются определенными соглашениями и договоренностями. Действует устойчивый и долголетний переговорный процесс, который, в конце концов, выходит на итоговую компромиссную формулу. Понятно, что решение приднестровского вопроса с каждым годом проходит всё труднее. Именно отложенный статус мог бы позволить как-то разрядить перспективы урегулирования. Тем более эту идею в своё время предложила Украина, а ещё такую же модель неофициально предлагали представители Евросоюза в период своего подключения к работе в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Решение приднестровской проблемы завязано с действиями других государств. Как только они придут к компромиссу, возможно, на берегах Днестра будет найдено устойчивое решение. А пока в переговорном процессе пауза. Она связана с затянувшейся предвыборной ситуацией в Молдавии. На возобновление диалога с оптимизмом смотрит Москва. На неделе об этом заявил Валерий Нестерушкин. Базой для этого служит подписанное 18 марта заявление трёх президентов (18 марта в Москве состоялась трехсторонняя встреча президентов Приднестровья Игоря Смирнова, Молдавии Владимира Воронина и России Дмитрия Медведева. По итогам саммита президенты подписали совместное заявление, в котором, в частности, отмечается, что "стороны продолжат прямые контакты в целях активизации переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта". Кроме того, было подтверждено важное значение постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - формат "5+2". Также стороны отметили стабилизирующую роль нынешней российской миротворческой операции в регионе и отметили целесообразность ее трансформации после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ - прим. ИА REGNUM Новости)".

"Пять пунктов подписанного совместно заявления, на практике до сих пор не реализуется. Это касается возобновления переговорного процесса в формате "5+2" в первой половине 2009 года, как написано в документе. Это стремление сторон к прямым контактам, тогда как Владимир Воронин отказался от встречи с президентом Приднестровья. В итоге, действует только один из пунктов подписанного заявления. Он затрагивает работу экспертных групп, и то это стало возможно только после стремления к этому приднестровской стороны. Работа экспертных групп, безусловно, необходима. Проблем между Приднестровьем и Молдавией с каждым месяцем становится всё больше. Решить их возможно хотя бы на таком уровне. Но весь процесс снова может остановиться. Как это уже было. На действия молдавской стороны влияет нестабильная политическая обстановка в соседней республике. Только после выборов 29 июля станет ясно, с кем предстоит договариваться, и что будет дальше", - отмечается в сообщении приднестровского телеканала.

Газета "Правда Приднестровья" пишет: "Глава приднестровского МИД заявил, что отложенный статус республики может удовлетворить всех. Таким образом, Ястребчак подтвердил мнение оппозиции, неоднократно утверждавшей, что приднестровская власть всеми силами пытается уйти от компромисса по молдавско-приднестровскому урегулированию. То, что названо "отложенным статусом", на деле означает продолжение такой ситуации, когда приднестровские документы не признаются ни одной страной мира, когда граждане ПМР не могут без загранпаспорта выехать за кордон, когда выпускники вузов республики вынуждены дополнительно подтверждать свои знания при устройстве на работу в другой стране. Это означает и массу прочих неудобств для простых жителей ПМР, в то время как для приднестровской элиты "отложенный статус" - рай земной! Отсутствие контроля со стороны мирового сообщества, неподчинение нормам международного права, всевластие в собственной "вотчине" - вот лишь некоторые из "положительных" моментов, которые дает властной верхушке ПМР политическая неопределенность".

"Что нам действительно нужно, так это нормальные добрососедские отношения с соседней Молдавией, где почти у каждого приднестровца остались родные и друзья, деловые связи и милые сердцу воспоминания. Чтобы можно было хоть в гости съездить туда без опасений. И действительно в интересах Приднестровья, чтобы большинство в молдавском парламенте оставалось за Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ). Ну, а если кто-то настроен лично против Владимира Воронина, то пусть успокоятся - Воронин на третий срок оставаться в президентском кресле не намерен. В отличие от тех, которые в ПМР по четыре срока в президентах сидят", - отмечает издание.

"Соперники ПКРМ на парламентских выборах в Молдавии - это откровенно прорумынские господа, которые способны развязать новую войну против ПМР. В политике следует выбирать лучшее из возможного, а не мечтать о каком-то идеальном варианте правления", - подводит итог газета.

"Новая газета" пишет: "В предвыборной борьбе в Молдавии может наступить некоторая ясность. Если не сейчас, то в перспективе. Правда, к этому времени и выборы могут пройти, но воля политиков, как известно, дело загадочное. По-прежнему не совсем понятно, будет ли Партия коммунистов на деле ставить на самостоятельное правление после 29 июля, или же попробует всё-таки с кем-то создать альянс. Один из представителей ПКРМ Вадим Мишин заявил не так давно, что партия намерена получить абсолютное большинство, и не хочет с кем-либо коалиционно сотрудничать. Абсолютное большинство - это 61 и более мандатов в новом парламенте. При этом и президент, и спикер, и премьер - все твои. Но в условиях, когда после 7 апреля соперники идут стенка на стенку, это непросто. Для такой победы нужна какая-то сногсшибательная кампания с одной стороны и ошибки противников - с другой".

"Ошибку противники и впрямь готовы сделать. Но проколы либералов могут для коммунистов быть сведены на нет, если Демократическая партия Мариана Лупу возьмёт хотя бы 7-8% голосов. А ей некоторые аналитики пророчат и все 10%. В итоге коммунисты могут встать перед необходимостью договариваться именно с Лупу. Нетрудно догадаться, что его первоначальным требованием будет тот самый пост президента, в котором ему отказали в мае-июне. Можно сказать, что президентская звезда Зинаиды Гречаной закатилась, так и не взойдя. Она в случае победы ПКРМ имеет шансы вновь занять премьерское кресло, но после провала двух попыток предлагать её в третий раз на пост главы государства не имеет смысла. А Демпартия, построившая всю кампанию на имени Лупу, вряд ли удовлетворится банальным денежным стимулом. Она потребует свою долю от пирога власти. Тогда будет другая картина, чем в 2001-2008 годах. Таким образом, выбор для ПКРМ невелик: или партия сама берёт победную высоту, или она теряет реальную власть", - пишет "Новая газета".

Власть: "Президент Приднестровья - гарант несоблюдения Конституции"

Газета "Человек и его права" пишет: "Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Николаевич Смирнов очень часто повторяет, что он является гарантом соблюдения Конституции. Но на одном из заседаний его конституционной комиссии Смирнов сделал ошеломляющее заявление, что в республике "нет местного самоуправления". После такого заявления приднестровский президент больше не может быть гарантом соблюдения Конституции. Он - гарант несоблюдения Конституции. Во всяком случае, такого важного сегмента Конституции, каким является местное самоуправление. Он не только не гарантирует его существование и развитие. Он, вопреки закону, не видит необходимости в его существовании. Кроме того, Смирнов сказал неправду. Местное самоуправление существует в ПМР вне зависимости от того, гарантирует он нам его или нет. Он не гарантирует населению Приднестровья достойную жизнь, но это не значит, что нет в республике граждан, которые бы стремились к ней и для себя, и для своих земляков. Задачи местного самоуправления не ограничиваются, как почему-то считает Игорь Николаевич, распределением заработанных и незаработанных денег. Их намного больше. И на всех уровнях местного самоуправления всегда были, есть и будут люди, которые стремятся быть полезными обществу и государству. Жаль, что Игорь Николаевич Смирнов об этом не знает".

"Местное самоуправление как система существует столько же, сколько существует человек. Да, оно не совершенно и постоянно нуждается в корректировке, в соответствии с новыми требованиями времени, демократии, норм защиты прав человека. И тысячу раз прав депутат Верховного совета ПМР Андрей Сипченко, настаивающий на положениях, гарантирующих развитие местного самоуправления. Печально, что он не был и не будет услышан большинством членов Комиссии, созданной президентом для того, чтобы подогнать Конституцию под себя еще больше. Люди, входящие в состав данной Комиссии, безусловно, понимают чудовищную абсурдность безапелляционного заявления Смирнова о том, что местного самоуправления нет. Но не дано им несчастным возразить своему патрону", - пишет газета.

"Еще Минюст предлагает создать двухпалатный парламент, то есть вариант российского Совета Федерации адаптировать под местные условия, чтобы от каждого района туда назначались представители. Предлагается, чтобы от Тирасполя, Бендер и каждого из 5-ти районов делегировались в Верхнюю палату по 3 представителя. Всего 21 человек. Но так уже было. И совсем недавно мы ушли от этого варианта по той причине, что сочли несправедливым, когда 30 тысяч жителей Каменского района представляли 5 человек. И 170 тысяч жителей Тирасполя - тоже 5. Получалась дискриминация по отношению к жителям столицы. Но исполнительная власть видит в этом неоспоримое преимущество для себя. Посланцы сельских районов более разобщены, менее осведомлены и легче управляемы. И потому авторы "новшества" предпочитают не вспоминать, по какой причине ушли от старого варианта. Теперь старый вариант выдают за новый в расчете на то, вероятно, что склероз у всех поголовно", - отмечает издание.

"Похоже, конституционная комиссия президента решила покончить с таким ненужным пережитком прошлого, настоящего и будущего, каким является демократия, что в переводе с греческого означает народовластие. Президенту и его тесному окружению мешает демократия. Они боятся любого проявления демократии. В демократическом государстве им нет места", - заключает издание.

"Новая газета" пишет: "Отставка председателя Верховного совета ПМР Евгения Шевчука означает потерю официального руководящего поста самым раскрученным среди членов партии "Обновление" политиком. Глава этой партии оставил свою должность под натиском команды президента и его пропагандистской машины. Теперь у него два варианта. Первый: остаться председателем партии и сосредоточиться на подготовке к выборам в новый приднестровский парламент, причём неважно, в одно- или двухпалатный (как это предусматривается президентским проектом Конституции). Второй: тихо сойти со сцены и перейти на что-то хлебное и невлиятельное (либо в коммерции, либо на какой-то представительский пост в Верховном совете). Но, кажется, что данная отставка есть проявление отнюдь не силы. Почему?.. Да потому, что глава законодательной власти - это равноправный партнёр главы власти исполнительной, то есть президента. И это как юридически, так и морально даёт председателю Верховного света право говорить с главой государства уважительно, но твёрдо, если того требуют обстоятельства. Отставка же в момент обострения противоречий между ними объективно означает признак бессилия председателя ВС в сложившейся ситуации. Если Шевчук останется просто лидером партии "Обновление", то всё равно потеря административного поста в большой мере подорвёт его позиции. Так или иначе, люди идут решать конкретные вопросы к тому, кто занимает официальную должность. Такова специфика нашего во многом ещё патриархального общества. Пока что таким человеком будет заместитель председателя (исполняющий обязанности) Анатолий Каминский, а с осени, после выборов полноправного спикера, возможно, Григорий Маракуца (экс-спикер парламента ПМР). Его возвращение во власть не стоит исключать. В любом случае, как Маракуца, так и Каминский - опытные ещё с советских времён работники, поэтому перебоев в текущей работе Верховного совета не возникнет. Специфику этой деятельности они знают".

"Есть несколько причин поражения Верховного совета в период с апреля по июль и, как следствие этого, отставки Евгения Шевчука. Во-первых, крайняя беззубость СМИ, поддерживающих партию "Обновление". В то время как государственные СМИ практически ежедневно клеймили депутатов и упрекали их в стремлении подмять под себя всю власть, коммерческий телеканал "Телевидение свободного выбора" (ТСВ) до последних недель отделывался всякой ерундой вроде столкновения автомобилей на углу улиц таких-то и сяких-то. Можно возразить: не было команды на жёсткую драку с президентом. Ну, так и не надо было тогда браться за изменение Конституции 15 апреля... Во-вторых, теперь уже бывший председатель Верховного совета - не публичный политик по своей сути. Это не хорошо и не плохо, просто это так. К апрелю 2009 года правящий почти 20 лет президент ПМР ещё сохранял часть своей прежней харизмы и значительное количество избирателей, поддерживающих его лично. Председатель парламента показал себя добросовестным преимущественно кабинетным функционером и подготовленным экономистом, но не вождём-популистом. А без последнего в политике победить трудно. Да и на посту спикера он пробыл 3,5 года, а не почти 20 президентских лет. В-третьих, у председателя Шевчука не оказалось интеллектуального штаба. Его ближайшие советники и помощники с задачей прогноза событий и подсказки верных решений не справились. Провалили её, проще говоря. А если справились и прогнозировали всё верно, но он их не слушал, то всё ещё хуже. Но спикер, не "стоявший у истоков республики" в начале 90-х гг., как сейчас модно говорить, попросту был не готов к экстремальным пропагандистским методам борьбы. Он не знал силы ударов президентской пропаганды образца рубежа 80-х-90-х гг. И оказался не готов к полемике по принципу "сам дурак!". А зря! Порой в массовом сознании побеждает как раз тот, кто крикнет это как можно громче", - отмечает издание.

"В-четвёртых, цели изменения Конституции со стороны депутатов не были чётко объяснены. Вместо лозунга ограничения почти необъятной власти главы государства прозвучали какие-то невнятные фразы типа "мы не против президента и президентской республики, мы за ограничение расходов на чиновничий аппарат". Думаю, что президент смеялся над этим. Если ты хочешь уменьшить расходы на госслужащих, так выдели на содержание президентского аппарата, к примеру, на 50% меньше денег, чем в прошлом году. А президент сам решит, выгнать ли ему какого-нибудь "перца" или избавиться от части служебного автопарка. В данном же случае явное стремление парламентариев покончить с его правой рукой в лице вице-президента Александра Королева подрывало доверие к сладким сказкам о борьбе с бюрократизмом. Боязнь открыто объявить себя оппозицией президенту и поднять знамя борьбы за демократизацию ПМР подорвали в итоге позиции как Верховного совета в целом, так и его председателя. В-пятых, это явное упование на доброго барина из Москвы. Надо было не ездить постоянно в Белокаменную, равно как и в любую иную столицу, а целенаправленно укреплять свои позиции в столице собственной, а также среди широких народных масс по градам и весям нашей необъятной державы - от Слободзеи до крайнего севера в районе Каменки. И на мероприятия вроде 19 июня в Бендерах стоило приезжать самому для укрепления своих позиций среди защитников ПМР, а не направлять своего заместителя (который сейчас, кстати, и займёт кресло спикера). В-шестых, спикера публично не поддержали его же однопартийцы. Почти 40 "обновленцев" и их союзников в ВС должны были не слезать с телеэкрана ТСВ и доказывать населению, что Шевчук - самый великий вождь всех времён и народов, а злые сторонники президента хотят лишить народ приднестровский счастья жить под мудрым управлением спикера. Но депутаты предпочли отмолчаться (отдельные заметки в газетах и на сайтах агентств - не в счёт). В итоге на постоянные атаки окружения президента отвечали либо безликая пресс-служба Верховного совета, либо начальник правового отдела парламента юная и прекрасная Екатерина Павлова. Да и сам Шевчук в активной публичной полемике с президентской командой уличён не был", - пишет газета.

"Возможно, Евгений Шевчук просто решил упредить некоторые события. Перехватив инициативу изменения Конституции у депутатов, президент явно вынесет свой проект на референдум. Его успех на предстоящем голосовании весьма вероятен, равно как и преобразование парламента из однопалатного в двухпалатный с двумя председателями палат. А это - всё та же потеря Шевчуком своей роли равноправного партнёра исполнительной власти. Быть может, он решил не ждать такого момента. Не исключено, что обе команды попросту договорились ограничить власть вице-президента Александра Королёва и упразднить в будущем пост вице-президента в обмен на введение двухпалатного Верховного совета и отставку Шевчука. Но Шевчуку-то от этого опять же не легче. Если это тактический ход с целью укрепить позиции Шевчука как возможного кандидата на пост президента ПМР от партии "Обновление", то нет уверенности, что такой ход оптимален. По закону до выборов главы государства 2,5 года. До парламентских - полтора. За это время велик риск, оставаясь в тени, просто выпасть из обоймы публичных, узнаваемых и раскрученных политиков. Но даже если этого и не случится, надо учитывать психологию массового избирателя: народ склонен поддерживать тех, кто на удар отвечает сокрушительным ударом, а не хлопает дверью в знак протеста, пусть даже и справедливого", - подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля Верховный совет ПМР принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. Также рассматриваемыми поправками планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. При этом должность вице-президента в России отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. Депутаты Верховного совета ПМР I созыва 23 мая выступили с обращением к президенту ПМР Игорю Смирнову о роспуске действующего состава парламента IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержали некоторые пропрезидентские общественные организации и политические партии. 27 мая в адрес спикера парламента ПМР Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. Несмотря на это, после проведения 3 июня акции протеста, в которой приняли участие около трех десятков пенсионеров, 9 июня сторонники президента обратились в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В то же время в адрес Верховного совета ПМР регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти Приднестровья. В настоящее время Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, созданная при президенте ПМР разработает над проектом нового Основного закона ПМР. Одновременно с этим в парламенте Приднестровья создана альтернативная Конституционная комиссия. 8 июля председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук подал в отставку.

Экономика: "Кризис - не повод не платить зарплату"

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Складывающаяся ситуация по несвоевременной выплате заработных плат не может не беспокоить приднестровские профсоюзы. Зарплата - это основной источник дохода граждан, и ее невыплата, естественно, сказывается на жизненном уровне работников. В большинстве своем работодатели объясняют причину невыплаты заработной платы кризисом. Но кризис - не повод не соблюдать трудовое законодательство. В Трудовом кодексе ПМР прописано, что заработная плата должна выплачиваться не реже одного раза в месяц, что увольняющимся работникам все выплаты должны производиться в день увольнения".

"В Федерацию профсоюзов (в последнее время количество обращений увеличилось) по-прежнему обращаются люди, которые не могут получить деньги за свой труд. Яркий пример такого невыполнения действующего законодательства - завод "Литмаш", где зарплаты не выплачивают с февраля (!) 2009 года. Уволившиеся с этого предприятия работники также не могут получить расчет. За подобные деяния закон предусматривает ответственность - как административную, так и уголовную. Но в Приднестровье еще не было прецедентов по привлечению недобросовестных работодателей к ответственности", - отмечает издание.

"Профсоюз присущими ему методами старается помочь людям в такой ситуации. Один из последних примеров: после вмешательства предприятия "Спецзеленстрой" и "Спецавтохозяйство" доплатили своим работникам положенные по закону суммы. В условиях кризиса профсоюз неоднократно заявлял о своей позиции - антикризисные меры не должны возлагать основные тяготы на плечи работников. Нельзя допускать, чтобы под предлогом мнимых или действительных трудностей, связанных с кризисом, разрушались устоявшиеся принципы и механизмы социально-экономической защиты, нарушались обязательства по коллективным договорам и соглашениям, не выплачивались зарплата и социальные пособия. В данной связи необходимо отметить, что в республике есть предприятия, администрация которых, несмотря на кризис и объективные трудности, не пошли по пути уменьшения социальных гарантий. Необходимо понимать, что сегодня трудовой коллектив является самой большой ценностью, поэтому и зарплаты, и другие социальные выплаты, определенные положениями коллективного договора, должны выплачиваться вовремя", - пишет газета.