"Если Армения подпишет какой-либо документ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта без участия самого Степанакерта, это будет означать, что армянские власти подписываются под своей отставкой", - заявила в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости секретарь оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Лариса Алавердян.

В свете предстоящей встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, которая состоится 17 июля в Москве, депутат выразила надежду на то, что на самом деле, армянские власти не заинтересованы в еще большем углублении внутриполитического кризиса, следовательно, ничего в Москве подписывать не будут. Отметив, что весь переговорный процесс обставлен ловушками, политик выразила сомнение в том, что власти Армении не видят этих ловушек.

По ее оценкам, ловушки содержатся и в Мадридских (базовых) принципах урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Они, по ее словам, не то что не отвечают интересам населения Нагорного Карабаха, а просто не соответствуют действующим нормам международного права и далеки от реальности. Посредник, в роли которого сегодня выступает Минская группа ОБСЕ (Россия, США, Франция), представляя подобные принципы, практически предлагает решение для народа Карабаха, забывая, что он давно уже все для себя решил.

Обращая внимание на одно из положений в Мадридских принципах, а именно на понятие "промежуточный статус", которым должен быть наделен Нагорный Карабах, Лариса Алавердян посчитала важным напомнить, что Карабах независим уже 18 лет. Выросло целое независимое поколение, которому непонятно, как можно их стране предлагать "какой-то совершенно непонятый промежуточный статус".

В свете того, что Азербайджан объявил себя унитарным государством, промежуточный статус Карабаха, по ее словам, не может быть статусом для территориально-государственного образования. То есть, поясняет политик, предполагается, что он должен быть на уровне той или иной степени культурной автономии и с какой-то усеченной моделью самоуправления. "И сегодня Азербайджан не может включить Карабах в свой состав как единицу, пока не изменит Конституцию, чего он делать не будет", - заметила она.

Предположив невероятное, а именно, что НКР присвоен статус автономной области, депутат напомнила, что у него уже был этот статус. "Получается, что мы строили, строили, но ничего так и не построили", - отметила она, добавив, что с учетом вышеуказанного, упомянутые Мадридские принципы полностью лишены политического реализма.

Что касается вопроса возвращения беженцев, Алавердян обратила внимание, что на самом деле в документе речь идет о внутренне-перемещенных лицах. "С учетом того, что мы говорим об Арцахе, то под внутренне-перемещенными следует понимать лиц азербайджанской национальности, тем более, что Армения ни разу в переговорах, на официальном уровне не ставила вопрос о возвращении армянских беженцев", - заявила она.

Кроме того, по ее словам, посредники абсолютно четко разграничивают Арцах и территории вокруг него. "Говоря Арцах, они имеют в виду территорию Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО). Под понятием территории вокруг Арцаха я понимаю Армению, Азербайджан, Иран, а они - сегодняшний пояс безопасности", - подчеркнула она, добавив, что армянская сторона и посредники говорят на разных языках.

Алавердян также напомнила, что властями Армении ни разу не упоминалась и необходимость возвращения армянских территорий, которые сегодня находятся под оккупацией Азербайджана. Это Шаумянский район, часть Мартакертского района, Мартуни и другие. "Все планы, которые вынашиваются в рамках так называемого переговорного процесса без участия Карабаха в них, просто страдают аксиоматическими ошибками", - заявила она.

Депутата удивляет, что армянская сторона утешается тем, что Азербайджан заговорил о сухопутной границе между НКР и Арменией: "В этом нет ничего хорошего, ведь Баку говорит о своей территории, через которую просто позволит армянам общаться".

Что касается еще одного принципа, который заставляет армянскую официальную сторону говорить о достижениях, а именно о гарантиях безопасности народа Нагорного Карабаха, которые, согласно Мадридскому документу, будут обеспечены за счет миротворческого контингента, Алавердян подчеркнула, что на самом деле краеугольным камнем в этом принципе является требование вывести войска.

"Разве не ясно, что самым надежным гарантом безопасности является Армия обороны Карабаха. То есть этот принцип, который так хвалит армянская дипломатия, написан на языке Азербайджана", - пояснила она. Алавердян посчитала также необходимым напомнить, что в тех странах, куда были введены миротворцы, проливалась кровь и они были не в состоянии обеспечить долгую и постоянную стабильность в регионе.

Лариса Алавердян еще раз подчеркнула необходимость вовлечения Нагорного Карабаха в переговоры, тем более, что он никогда не передавал Армении полномочий выступать от своего имени. "Как это уже признали армянские власти, факт "передачи" полномочий произошел спонтанно. На самом деле власть вытеснила Арцах из переговоров в результате "карабахских посиделок" Роберта Кочаряна и Джорджа Буша", - отметила она, добавив, что никак иначе не может назвать эти армяно-американские встречи, на которых обсуждался вопрос Карабаха.