Заявление министра реинтеграции Молдавии, кандидата в депутаты парламента от Партии коммунистов (ПКРМ) Василия Шовы, сделанное на пресс-конференции 8 июля, о том, что именно в период нахождения у власти в Молдавии Партии коммунистов был создан единственный международно-признанный механизм переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости), вызывает недоумение.

Мы бы согласились с Василием Шовой, если бы не существовали определенные нюансы. К примеру, формат "3+2", существовавший ранее (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник), что - был с точки зрения международного права нелегитимным? Тогда почему в 1997 году лидер компартии Владимир Воронин настаивал на подписании известного Московского меморандума, в котором Молдавия и Приднестровье объявляли себя "равными сторонами" в процессе создания "общего государства". Меморандум Примакова тогда "освятили" Россия, Украина, ОБСЕ.

В таком случае, были незаконными и нелегитимными все действия компартии, которая предложила, к примеру, 14 февраля 2003 года проект ассиметричной федерации для разрешения приднестровского конфликта. Мы уже не говорим о "плане Козака". Тогда власти Молдавии обратились к Москве, в обход ОБСЕ, с просьбой разработать план, который бы устраивал все стороны. Все мы отлично помним, что каждая страница плана была парафирована президентом Молдавии. Но уже 25 ноября 2003 года, президент Молдавии отказался подписать этот документ, обвинив Россию в том, что она в последний момент изменила некоторые пункты плана.

Если это так, тогда давайте назовем вещи своими именами - Молдавия, а позже и ПКРМ с 1992 по 2005 год, нарушала международное право. Более того, все соглашения, достигнутые ранее в формате "3+2", как и в формате "1+1" (Молдавия и Приднестровье), по этой логике являются незаконными, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В том числе и перемирие 1992 года.

Мы сомневаемся и в том, что формат "5+2" является одной из главных заслуг именно коммунистического руководства Молдавии. Во-первых, потому, что предложение о том, что ЕС и США должны быть наблюдателями в переговорном процессе, впервые прозвучало четко и ясно на мировом уровне 22 апреля 2005 года в украинском плане ("план Ющенко") по урегулированию конфликта. С этими предложениями согласились Россия и Приднестровье, которые таким образом пытались легитимизировать приднестровские институты власти на международном уровне. Во-вторых, с 29 марта 2004 года НАТО стала прямым соседом Молдавии, что и предопределило активизацию альянса и ЕС в приднестровском конфликте. Роль компартии здесь была минимальной, здесь сталкивались интересы двух мощнейших военно-политических машин.

Теперь о формате "5+2". ЕС и США являются в нем наблюдателями и никак не гарантами или посредниками. Наблюдатели имеют право присутствовать на официальных заседаниях, задавать вопросы, выступать. Но они не имеют право голоса, не могут подписывать принятые документы и не участвуют в процессе принятия решений. Тогда в чем их роль?

С 2006 года прогресс в процессе разрешения приднестровского конфликта замедлился. С 2006 по 2008 год мы имели "блокаду", то есть новые таможенные процедуры (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты - прим. ИА REGNUM Новости), мониторинг со стороны EUBAM и практически отсутствие переговоров, которые были приостановлены уже в феврале 2006 года. С 2006 по 2009 Приднестровье провело референдум о независимости (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM Новости), появились инициативы о введении российского флага в качестве национального, о циркуляции российского рубля наравне с приднестровским, многие приднестровцы получили российское гражданство. Сегодня их около 170.000. Многие отрасли экономики Приднестровья принадлежат российскому бизнесу. Самый умеренный приднестровский политик - Евгений Шевчук - подал в отставку с поста спикера Верховного совета. Это просто похоронило вообще какие-либо возможности переговоров. Если проще, Молдавия почти потеряла Приднестровье, которое открыто стремится к ассоциации с Россией.

Возобновить диалог между Кишиневом и Тирасполем удалось через два года с помощью России - 11 апреля 2008 года, когда состоялась первая после семилетнего перерыва встреча Воронина и Смирнова. Более того, минимальные подвижки, да и те с сомнительным результатом, были в формате "2+1" (Россия, Молдавия, Приднестровье). К примеру, 18 марта 2009 года на встрече в Москве Владимира Воронина и Игоря Смирнова при посредничестве Дмитрия Медведева была принята общая декларация, в которой утверждается, что после окончательного урегулирования конфликта произойдет трансформация нынешних миротворческих сил (которые являются по сути российскими) в операцию под эгидой ОБСЕ. Многие политологи посчитали это шагом в направлении легализации российского военного присутствия.

В этой ситуации декларации Шовы лишены политической логики. Они преследуют лишь одну цель - набрать как можно больше голосов избирателей за счет очередного обещания объединить страну. Правда же заключается в том, что за 8 лет правления компартии воз и ныне там. И даже скатился вниз. Ну что ж, потерпим еще столько же, спешить некуда.

Богдан Цырдя - председатель Социал-демократического института Молдавии.