Авторитетный азербайджанский аналитик в области энергоресурсов Чингиз Велиев публикует в интернет-издании 1news.az комментарий о состоянии дел на крупнейшем казахстанском месторождении нефти "Кашаган", на потенциал которого, по мнению эксперта, были рассчитаны транзитные мощности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Эксперт пишет: "В последнее время средства массовой информации стали меньше уделять внимания тому, что происходит на восточном берегу Каспийского моря. Хотя ни для кого не является секретом, что инфраструктура для транспортировки углеводородного сырья во многом создавалась на территории Азербайджана с учетом перспектив добычи нефти в Казахстане. В частности, на гигантском морском месторождении "Кашаган", для освоения которого был создан Северо-Каспийский консорциум Agip KCO. А на том берегу Каспия происходят довольно любопытные вещи. Скажем, компания ВР собирается продавать свои активы в Казахстане, включая долю в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК). Всего же от распродажи активов в этой республике компания рассчитывает выручить порядка 2 млрд. долларов. По словам регионального менеджера ВР, руководство компании считает более привлекательным сосредоточить усилия в Российской Федерации и Азербайджане и при этом не имеет планов возврата с инвестициями в Казахстан...

Что касается месторождения "Кашаган", которое разрабатывает старый состав участников, но с перераспределенными долями и новым названием "Норд Каспиан Оперейтинг Компани", то здесь также много любопытного. "КазМунайГаз", который резко увеличил свою долю в консорциуме, в условиях кризиса, поразившего экономику Казахстана, решил сократить сумму возмещаемых затрат и побудить других компаньонов к более интенсивным работам по освоению месторождения "Кашаган"... С 1997 года участниками консорциума было инвестировано 18 млрд. долларов и не добыто ни одного барреля нефти. У казахов есть серьезные основания для сомнения в эффективности таких затрат. Тем более что после пересмотра сроков получения первой промышленной нефти была озвучена новая стоимость проекта "Кашаган" - 136 млрд. долларов.

Действительно, это огромная для возмещения затрат сумма, особенно в условиях низких цен на нефть. В результате "Норд Каспиан Оперейтинг Компани" и "КазМунайГаз" выступили с совместной инициативой по уменьшению затрат в освоении месторождения "Кашаган". В нем говорится, что мировой кризис оказал существенное влияние на рынок нефти, что, в свою очередь, отразится на соответствующих обязательствах участников проекта. В этом заявлении настораживает фраза, что мировой кризис и низкие цены на нефть отразятся на соответствующих обязательствах инвесторов. Ведь именно в надежде на кашаганскую нефть увеличились мощности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и строится соответствующая инфраструктура для Каспийской транспортной системы в поддержку трубопровода БТД".

"Низкие цены на "черное золото" и не очень высокое качество тяжелой казахстанской нефти могут изменить логистические планы по ее транспортировке. И они необязательно могут быть выгодны для Азербайджана", - подводит итог азербайджанский эксперт.