"Если 15 лет назад ежегодный грузооборот на Байкало-Амурской магистрали был 44,8 млрд тонно-км, причем, с тенденцией дальнейшего падения, то в 2008 году освоили уже объем в 64,4 млрд тонно-км, то есть в полтора раза больше". Как 11 июля сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе ОАО "РЖД", об этом на заседании круглого стола "БАМ - второе дыхание в XXI веке", которое состоялось в Тынде Амурской области, заявил президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин.

По словам президента ОАО "РЖД", Байкало-Амурская магистраль должна стать мощным рычагом для дальнейшего развития Сибири и Дальнего Востока, формирования новых "точек" экономического роста в России. По оценкам ОАО "РЖД", грузооборот БАМа возрастет к 2020 году до 220 млрд тонно-км или в 3,4 раза по сравнению с уровнем 2008 года.

"До последнего времени в зоне тяготения БАМа в промышленных объемах эксплуатировались только отдельные месторождения угля, железной руды и минерально-строительных материалов. Вместе с тем, по разнообразию и размерам запасов природные ресурсы зоны БАМа не имеют мировых аналогов. Здесь под землей скрыта практически вся таблица Менделеева: от драгоценных металлов до не менее ценных ванадия и титана. Имеются крупнейшие месторождения угля, железной руды, углеводородного сырья, меди", - рассказал старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус.

В последние годы наметились положительные сдвиги в освоении перспективных месторождений. Ведется разработка Куранахского титано-магнетитового месторождения. ОАО "Мечел" приступило ветки к Эльгинскому угольному месторождению. В Южной Якутии ведется строительство угольных шахт и разрезов на Денисовском и Чульмаканском месторождениях. Планируется строительство горно-обогатительного комбината на железорудном месторождении Таежное к северу от Нерюнгри, разработка Чинейского полиметаллического месторождения, Удоканского меднорудного месторождения, Апсатского месторождения каменного угля, Тарыннахского железорудного месторождения и ряда других.

По словам руководства ОАО "РЖД", наращивание объемов транзитных контейнерных перевозок по Транссибу, требует изменения роли и специализации БАМа. Дорога станет основным направлением по перевозке массовых грузов, которые будут переключаться с Транссиба. Кроме того, расстояние от Тайшета до Ванино-Совгаванского транспортного узла по Байкало-Амурской магистрали короче на 500 км по сравнению с Транссибирской магистралью, что предопределяет его ключевую роль в обеспечении экспортного потенциала России в Дальневосточном регионе.

Борис Лапидус подчеркнул, что указанные мероприятия будут невозможны без полноценного развития транспортной инфраструктуры региона и в первую очередь Байкало-Амурской магистрали.

Учитывая, что регион относится к малозаселенным территориям, переоснащение БАМа будет происходить с использованием современных инновационных технологий. В частности, магистраль рассматривается как перспективный полигон обращения поездов повышенной массы и длины, необходимо внедрение новых типов подвижного состава - вагонов с осевыми нагрузками до 25-30 т/ось, мощных локомотивов с асинхронными двигателями. Планируется установка современной технологии управления движением на базе ГЛОНАСС.