Налоговые нагрузки в Узбекистане в пределах мировой практики - 25%-26% - глава ТПП

Ташкент, 11 июля 2009, 13:05 — REGNUM  Председатель Торгово-промышленной палаты (ТПП) Узбекистана Алишер Шайхов, говоря о докладе Международной финансовой корпорации "Деловая среда в Узбекистане глазами представителей частного бизнеса" отметил, что налоговые нагрузки в Узбекистане в пределах мировой практики - 25%-26%, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его словам, любой отчет всегда представляет интерес. И чем более он критичен, тем он интереснее - потому что человеческая натура так устроена, что никто самого себя критиковать не станет. Потому критика со стороны всегда ценна: она тот раздражитель, который вас подвигнет действовать. "Мы всегда относимся очень трезво ко всем источникам информации, включая доклад МФК "Деловая среда в Узбекистане глазами представителей частного бизнеса". Этот проект нам хорошо знаком и осуществляется не без участия ТПП. Мы спорим по цифрам МФК по налоговой нагрузке предприятий - я не соглашусь на сто процентов с теми цифрами, которые они дают в своих отчетах, потому что нам неизвестна методология этого расчета. Хотя и с выкладками сотрудников ряда государственных органов тоже на сто процентов согласиться трудно, потому что часто не учитывается вся нагрузка - косвенные налоги, акцизы, таможенные платежи, и никто естественно не учитывает нередко встречающиеся незаконные платежи, которые тоже накладываются на себестоимость продукции. Все же я уверен, что налоговые нагрузки в Узбекистане в пределах мировой практики - 25%-26%", - подчеркнул глава ТПП.

По его мнению, доклад МФК должен бить по "болевым точкам", а не углубляться в мелочи, которые они уже прошли. "Нам удалось, скажем, сократить количество проверок в несколько раз по сравнению с 2001 годом. Однако качество анализа финансовых нарушений со стороны контролирующих органов от этого не улучшилось. Спрашиваете налоговиков - по каким пунктам чаще всего наказываются предприниматели - этот анализ нужен, чтобы внести предложения по совершенствования налогового законодательства, налоговому администрированию или сделать более прозрачными и легкими нормы закона, изменить какие-то позиции, чтобы повысить эффективность как работы предприятий, так и поступление налогов. Но такой анализ отсутствует и выборка нужных данных чрезвычайно затруднена", - поясняет А.Шайхов. Он обращает внимание на то, что есть такая система "единого окна" по регистрации. Необходимость создания обозначена и в докладе МФК. В отчете за этот год указывается, что есть здесь еще проблемы. И на следующий год будет эта проблема, и еще через год, если не будет конкретных рекомендаций, как эту проблему разрешить. Рекомендация: "Создать "единое окно" - это пустой звук. Как его создать, каков механизм его функционирования, что понимать под "единым окном", что в нем и как должно выдаваться?

"После селекторного совещания в марте 2009 года были и приняты конкретные меры по созданию "единого окна" для открытия бизнеса с тем, чтобы бизнесмен или желающий начать свой бизнес человек мог прийти в хокимият и получить ответ у всех, кто там есть: банки, ТПП, СЭС, налоговики, прокуратура, кадастр и т.п. Проверка исполнения решения показала, что главной проблемой является то, что контролирующие ведомства не работают друг с другом. Нужен диалог не только бизнеса с контролирующими органами, но и между самими контролирующими органами, которые работают с бизнесом. Мы поставили вопрос: есть опыт МФК, Всемирного банка в других странах, есть международная практика использования наработанных методологий, но для нас, к сожалению, этот опыт часто остается недоступным. Читаем: "в Латвии, Египте создали такую-то систему". Если есть опыт, почему не помочь перенять его, изучить. Передача передового опыта в работе таких организации, как МФК, Всемирный банк должна быть одним из ключевых принципов их политики", - отметил председатель ТПП Узбекистана.

Он также сообщил, что они будут работать с МФК и дальше. Если кто-то пишет критически - надо подходить к этому философски, слава Богу, что увидели и сказали. "Но, критикуя, нужно быть объективным - эта проблема единичная или структурная. Пока, к сожалению, случается так, что единичные проблемы отражаются как структурные и, наоборот, структурных проблем порой не замечают. И не надо бояться критики, потому что есть политическая стратегическая линия и поставлены конкретные задачи, и конструктивная критика нам только на пользу", - заключил А.Шайхов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.