Сегодня, 10 июля, в Москву из Варны возвратились дайверы-участники второго этапа подводной поисковой российско-болгарской экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2009". Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, руководитель проекта, дайвер Российской подводной федерации Константин Богданов на брифинге объявил о завершении нынешней экспедиции и подвёл основные итоги поисков на советской подводной лодке Л-24, погибшей в Чёрном море в 1942 году у мыса Шабла.

"Подводные работы проводились в два этапа, совместно с известным болгарским поисковым центром BSTD, - подчеркнул Богданов. - В июне нам удалось идентифицировать лодку, найти несколько номерных знаков, провести наружную детальную фото- и видеосъёмку, затем открыть люк боевой рубки, откуда мгновенно выплыл на поверхность аварийный буй. Второй этап экспедиции стартовал 3 июля. На этом этапе нам удалось открыть нижний люк боевого отсека субмарины и провести детальную съёмку внутри. Мы искали бортжурнал геройского корабля, также продолжался поиск номерных знаков. Но главное, в итоге экспедиции, восстановлена картина гибели лодки".

По словам руководителя экспедиции Богданова, анализируя все собранные данные, удалось выяснить, что "подрыв на подводной мине произошёл в районе третьего отсека с левой стороны лодки". "Взрыв вызвал пожар, в том числе, и в боевой рубке субмарины, и очевидно командир корабля, который был на боевом посту, и основное руководство лодки, погибли. Подробная съёмка внутри лодки показала, что огонь был настолько силён, что оплавились все металлические детали рубки, поэтому и судовые документы, которые хранятся здесь же, в боевом отсеке, погибли в огне. Также нами изучен машинный телеграф, который на момент гибели остался в положении "левая машина - стоп!, правая - малый ход вперёд!". Это без сомнений доказывает, что командир корабля капитан третьего ранга Георгий Апостолов до взрыва совершал манёвр обхода минного заграждения, обычный в тактике движения субмарин той эпохи. Кроме того, рули высоты были поставлены на всплытие, но из-за пожара контроль за всплытием был невозможен", - рассказал Богданов.

Одна из организаторов российско-болгарской экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы-2009", президент Российской подводной федерации мастер спорта Анна Аржанова заявила, что "собранная в результате двух этапов поисков информация позволила с полной очевидностью идентифицировать лодку Л-24": "По завершении поисков команда задраила все люки корабля, аварийный буй лодки занял место в Государственном музее вооружённых сил РФ. Мы установили на подводной лодке памятную табличку с именами 57 членов экипажа, и сейчас обращаемся в Комитет по делам ветеранов Госдумы России, к генералу армии Николаю Ковалёву, с просьбой выйти на соответствующие государственные органы России и Болгарии, чтобы объявить эту субмарину братской могилой по всем международным требованиям".

Это были первые в истории подводные работы российских дайверов на погибшем у берегов Болгарии корабле времён Великой Отечественной войны. Символично, что эти открытия сделала пятая, юбилейная, экспедиция "Поклон Кораблям Великой Победы", которая ведёт свою историю с 2005 года. За эти годы дайверами экспедиции обследованы на дне Чёрного моря 12 погибших боевых кораблей, два самолёта, две подводные лодки, подняты судовые документы двух кораблей.

В планах экспедиции продолжение поисков у берегов Болгарии, в частности, ждёт своего часа одна из пяти погибших там советских подводных лодок С-34. Неизвестно даже точного места её гибели. В октябре нынешнего года команда экспедиции "Поклон Кораблям Великой Победы" планирует начать поиски этой субмарины.

Справка ИА REGNUM Новости:

Подводная лодка типа "Ленинец" Л-24 XIII-бис серия. Заложена 20.01.1938 г., спущена на воду 17.12.1940 г. Вступила в строй 29.04.1942 г. и вошла в состав ЧФ. Участвовала в обороне Севастополя, доставив туда 236,3 т боеприпасов, 97,5 т продовольствия, 82 т бензина и эвакуировав на Кавказ 26 человек. Предположительно погибла от подрыва на мине 29.12.1942 года. Погибли 57 человек. Источники указывали о приблизительном месте гибели ПЛ напротив болгарского мыса Шабла. В 1991 году институтом океанологии Болгарии в районе этого мыса был обнаружен корпус подводной лодки типа "Л" с помощью подводного буксируемого аппарата "Рельеф-4000". Координаты 43 19.392'N 28 42.550'E. Глубина тут около 60 метров, возвышение лодки над грунтом 9,2 метра. Лодка лежит курсом 290.