Масис Маилян: "Предлагаемая посредниками схема урегулирования противоречит коренным интересам НКР и Армении"

Баку, 10 июля 2009, 12:48 — REGNUM  "За последний неполный год, после войны в Грузии, мы наблюдаем заметную активизацию в работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ - посредников в карабахском урегулировании. Итогами работы посредников стали более частые встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана, президентов двух стран, визиты сопредседателей в столицы стран региона карабахского конфликта, включая Степанакерт, принятие посредниками заявлений по итогам их встреч, а также документы, касающиеся карабахского конфликта, принятые в декабре прошлого года в Хельсинки на Совете министров иностранных дел ОБСЕ. Из других документов, принятых за последнее время, заметное место занимает Московская декларация президентов Армении, Азербайджана и России от 2 ноября прошлого года". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости в Степанакерте, об этом заявил председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР Масис Маилян в ходе состоявшейся в Степанакерте конференции на тему: "Карабахский конфликт: новые реалии", организованной Институтом Кавказа (Ереван) при поддержке немецкого фонда Генриха Белля.

"Параллельно с названными событиями, некоторые международные НПО проводили встречи и конференции на уровне общественности сторон, по сути, в поддержку официального переговорного процесса под эгидой МГ ОБСЕ. Другим новым элементом в процессе карабахского урегулирования стала возможная нормализация армяно-турецких отношений и попытки Турции играть более значимую роль в региональных процессах", - сказал Масис Маилян, отметив, вместе с тем, что интенсификация переговорного процесса без участия официальных представителей НКР вызывает серьезное беспокойство в карабахском обществе. По его словам, "определенная тревога или алармизм наблюдались до подписания Московской декларации, поскольку данная встреча проходила на фоне активного российско-турецкого сближения после известных событий вокруг Грузии".

"Из истории нам известно, что в жертву российско-турецким отношениям, как правило, приносятся армянские интересы. Указанные события и факты последнего периода не могли не отразиться на общественных настроениях в НКР, и, как следствие, карабахские эксперты, общественные и политические деятели, так или иначе, более активно стали выражать свое отношение к происходящему. Если раньше карабахская проблема, по меткому выражению одного из лидеров гражданского общества НКР Гегама Багдасаряна, обсуждалась везде, кроме Карабаха, то сейчас ситуация несколько изменилась. По карабахской проблематике у нас стали проводиться "круглые столы", форумы НПО, рабочие встречи-дискуссии лидеров НПО, парламентские слушания и другие мероприятия", - отметил Маилян. По его словам, общественной активизации также способствовали три встречи сопредседателей Минской группы ОБСЕ с членами карабахского парламента (15 ноября 2008г.), с представителями гражданского общества НКР в Степанакерте (1 марта 2009г.) и в Вене (24 марта 2009г).

"Следует отметить, что попытки привлечения гражданского общества к процессу урегулирования конфликта является новшеством в деятельности международных посредников", - отметил Маис Маилян. По его словам, в ходе вышеназванных встреч сопредседатели раскрыли схему урегулирования карабахского конфликта, заложенную в так называемых "мадридских принципах", которые обсуждаются между Арменией и Азербайджаном. "По оценке экспертов и лидеров гражданского общества НКР, предлагаемая посредниками схема урегулирования противоречит коренным интересам НКР и Армении. Поэтому буквально позавчера, 7-го июля, лидерами гражданского общества НКР было принято решение "не поддерживать те процессы, которые не способствуют достижению справедливого мира, а больше направлены на дестабилизацию ситуации как в странах региона карабахского конфликта, так и между этими странами". Представители карабахских НПО отказались от участия в проводимых со стороны International Alert общественных форумах в поддержку официального миротворческого процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ", - сказал Масис Маилян.

Он сообщил, что о своих опасениях и подходах лидеры гражданского общества НКР в довольно жесткой форме заявили посредникам из ОБСЕ в марте сего года. В частности, было подчеркнуто, что:

1. Для достижения урегулирования, прежде всего, необходимо восстановить полноценный переговорный формат (Азербайджан, НКР и Армения). Сопредседатели МГ ОБСЕ вместе с Арменией должны "вернуть" представителей НКР за стол переговоров.

2. Все территории, находящиеся под контролем НКР, закреплены в Конституции республики и не могут быть предметом торга. Только после признания независимой государственности НКР со стороны Азербайджана, двусторонняя межправительственная комиссия может приступить к делимитации и демаркации межгосударственных границ. В этом состоит международная практика решения приграничных споров.

3. Вопрос обеспечения безопасности НКР и ее народа должен быть центральным вопросом урегулирования. Лучшей гарантией безопасности может стать международно-признанная независимая государственность НКР. Из опыта других конфликтов нам известно, что миротворческие силы были малоэффективны.

4. Было высказано мнение о необходимости сделать достоянием общественности сторон так называемые "мадридские принципы".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail