Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба дал интервью газете "Время новостей", которое издание опубликовало сегодня. С.Шамба, ответил, в частности, на следующие вопросы:

В двадцатых числах июля Грузию посетит вице-президент США Джозеф Байден. Что может принести этот визит региону?

Глава МИД Грузии Григорий Вашадзе, который недавно был в США, уговаривал американцев, чтобы Барак Обама после Москвы прибыл в Тбилиси. Видите, не получилось. Приезжает вице-президент.

Откуда вам знать, о чем вел переговоры глава МИД Грузии в США?

Я знаю! Самое большое, что сделал Барак Обама, - это заявил о признании территориальной целостности Грузии. Мы тоже, кстати, ее признаем, но не в границах бывшей Грузинской ССР.

14 июля в абхазском городе Гали состоятся переговоры по предотвращению инцидентов, что станет результатом проводящихся в Женеве дискуссий по безопасности на Кавказе. Что можно ожидать от переговоров?

Мы согласились пока только на контрольную встречу. Дело в том, что в ней будут участвовать Грузия, Абхазия, Евросоюз, Россия и ООН. Но миссия ООН здесь уже завершила работу. Сейчас у нас много вопросов, как будет работать этот механизм без участия этой организации. У нас есть некоторые предложения, надо их обсудить. Если их примут, то механизм заработает. Для этого следует к нам прислушиваться, а не игнорировать. Что касается сворачивания миссии ООН после июньского вето России в Совете Безопасности, то надо было исключить из текста по вопросу мандата раздражающие формулировки, чтобы ООН была нейтральной, а не ангажированной стороной, как это было все эти годы.

На днях бывший постпред в ООН, а ныне один из лидеров грузинской оппозиции Ираклий Аласания рассказал журналистам, что в 2008 году, за несколько месяцев до войны, он приезжал в Сухуми и почти согласовал документ о невозобновлении боевых действий и возвращении беженцев в Абхазию. Он сказал, что в последний момент президент Михаил Саакашвили решил этот документ не подписывать. Аласания считает это большой ошибкой грузинского лидера, так как аналогичный документ можно было потом подписать с Южной Осетией и вообще избежать конфронтации.

Это так. Сначала мы, еще в 2005 году, договаривались с тогдашним госминистром Грузии по урегулированию конфликтов Георгием Хаиндрава. Потом с Ираклием Аласания это развили. В регионе могла сложиться иная картина. Начали бы с чистого листа, а еще это помогло бы и отношениям России и Грузии, потому что как гарант этот документ должен был подписать президент России Дмитрий Медведев.

Нам не привыкать к таким шагам грузинского руководства. До начала грузино-абхазской войны 1992-1993 годов к нам сюда приезжала делегация Госсовета из Тбилиси. Мы договорились о федеративной модели. А потом Грузия получила свою часть советского вооружения и решила, что может силой нас взять. Результат известен. В 1997 году мы говорили с тогдашним лидером Грузии Эдуардом Шеварднадзе об общем государстве, и тоже в последний момент грузинская сторона отказалась от подписания. В прошлом году в Тбилиси, наверное, решили, что армия настолько подготовлена, что может решить задачу силовым путем. И в итоге потеряли возможное решение вопроса миром.

Лидер грузинской "Объединенной оппозиции" Леван Гачечиладзе заявил о готовности посетить Москву, Сухуми, Цхинвали. Вы готовы его принять?

Это предвыборные заявления, мы им потакать не собираемся. О чем нам говорить? Диалога о территориальной целостности Грузии не будет. Только о добрососедских и дружеских отношениях.

В декабре в Абхазии президентские выборы. Будете баллотироваться?

Нет и пока не определился, кого буду поддерживать. Рано об этом говорить.