России не следует обольщаться обещаниями, что расширение НАТО на республики бывшего Союза приостановлено. Действительно, одним из политических последствий войны в Южной Осетии стал пересмотр подходов к расширению, и на данный момент оно отложено в среднесрочной перспективе, как минимум на первый срок президентства Обамы. В настоящее время относительный вес ведущих европейских стран в процессе принятия решений в НАТО возрос, и Вашингтону в любом случае не удалось бы продавить новую волну расширения. Но принципиально это не решает проблему продвижения трансатлантического сообщества безопасности на восток, в котором НАТО играет не самостоятельную, а инструментальную роль.

Помимо НАТО есть и другие инструменты продвижения интересов и идентичности, особенно в региональном формате. Особую роль здесь начинает играть Черноморский регион, и его Балтийская и Каспийская периферии. Объективно влияние России на постсоветском пространстве ослабевает, а ее роль воспринимается во многих странах как деструктивная. Обещание американского руководства уважать интересы России на постсоветском пространстве следует всячески приветствовать, так как это может свидетельствовать о стремлении нащупать привлекательную для России формулу вовлечения в сотрудничество (engagement), тем самым компенсировав ошибки последнего десятилетия.

Возможно даже, что на какой-то период США будут проводить в постсоветском регионе политику меньшей интенсивности (low profile). Однако стратегическая значимость региона для США и долгосрочные цели американской политики от этого не меняются. России не стоит рассчитывать на раздел сфер влияния или восприятие себя в качестве равного партнера.

Наиболее вероятным является следующий сценарий. Улучшение российско-американских отношений стимулирует потепление и по линии Россия-НАТО, постепенно будет наполняться реальным содержанием довольно разветвленная, но пока по преимуществу бумажная структура рабочих органов российско-североатлантического сотрудничества. Одновременно Западом будет вестись работа по переориентации политических элит и населения (что особенно актуально для Украины) потенциальных стран-членов из числа постсоветских государств.

Нельзя исключать и новелл в политике в отношении непризнанных республик - в отношении некоторых можно ожидать подвижек в урегулировании (Нагорный Карабах), а для других (Абхазия, например) будут созданы инструменты вовлечения в западное сообщество. Начнут реализовываться связующие региональные проекты. И когда будет решено, что время очередного расширения НАТО настало, России будет крайне сложно возразить что-то против воли соседей и аргумента о том, почему самой России можно иметь хорошие отношения с НАТО, а другим - нет. При этом для России важно не создавать ситуации "нулевой суммы" - либо хорошие отношения с НАТО, либо с Россией. В противном случае, есть большой шанс существенно расширить группу антироссийских стран в альянсе, и не только за счет Грузии и Украины.

Лев Балтин - политолог