Депутаты Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики, входящие в состав президентской Комиссии по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, провели анализ рассматриваемых предложений и изменений в Основной закон республики. В частности депутаты отмечают, что "последствиями принятия новой Конституции станет досрочная смена всей законодательной и представительной власти, всего состава Конституционного суда, а также руководящего состава высших судебных инстанций и всего состава Верховного суда". "Стабильностью обеспечена будет только исполнительная ветвь власти, являющаяся, видимо, наиболее независимой и самостоятельной из трех равных по статусу, независимых и самостоятельных ветвей государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике", - заявляют парламентарии. Об этом сообщили 8 июля корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе Верховного совета ПМР.

ИА REGNUM Новости приводит полный текст анализа вносимых поправок в проект новой Конституции президента ПМР:

"1. Конституционной комиссией предложена новая редакция статьи 14 действующей Конституции, новизна которой заключается в исключении из текста Основного закона конкретного перечня административно-территориальных единиц, на которые делится территория Приднестровской Молдавской Республики. Между тем, необходимость установления в Конституции ПМР четкого перечня входящих в него политико-административных единиц, в том числе была вызвана неурегулированностью политического статуса республики и притязанием Республики Молдова на такие населенные пункты, как села Варница, Гиска и Протягайловка. Входящие в состав Приднестровской Молдавской Республики города и районы были перечислены в первой Конституции ПМССР 1991 года (статья 59), в Конституции ПМР 1995 года (статья 14), нормы которых были приняты в развитие положений Декларации о суверенитете ПМССР от 8 декабря 1990 года и Декларации о независимости ПМР от 25 августа 1991 года. Сохранение в Конституции ПМР конкретного перечня административно-территориальных единиц, входящих в состав ПМР, с обязательным конституционным закреплением города Бендеры с селами Варница, Гиска и Протягайловка, исключит возможность возникновения неопределенности в установлении государственной границы Приднестровской Молдавской Республики, а также возможность притязаний на суверенитет ПМР, ее независимость и целостность.

2. Согласно статье 98 предлагаемой редакции Конституции государственное управление в административно-территориальных единицах будет осуществляться местными представительными и исполнительными органами государственной власти, которые ответственны в рамках своей компетенции за состояние дел на соответствующей территории. Необходимо отметить, что государственное управление на местах осуществляют, как правило, представители исполнительной власти. Таким образом, предполагается, что местные советы народных депутатов, как представительные органы, будут входить в систему государственного управления, что отрицает принцип самостоятельности местного самоуправления и фактически делает систему местного самоуправления нежизнеспособной. Кроме того, согласно изменениям в Конституцию, предлагаемым Комиссией, президент будет обладать правом роспуска местного совета, чьи депутаты избираются населением, то есть он, фактически, будет обладать правом отменять волеизъявление народа Приднестровской Молдавской Республики, проживающего на соответствующей территории.

3. Положения проекта новой Конституции устанавливают норму, согласно которой в верхнюю палату парламента будут входить по три представителя от каждой административно-территориальной единицы Приднестровской Молдавской Республики, утвержденных советами народных депутатов по представлению глав государственных администраций городов. Учитывая, что глав государственных администраций предлагается назначать президенту, можно сделать вывод о том, что, фактически, президент будет напрямую влиять на состав верхней палаты парламента, что будет нарушать принцип разделения и независимости властей, гарантированный статьей 6 действующей Конституции. Положения проекта новой Конституции предполагают, что нижняя палата парламента может быть распущена президентом ПМР в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства ПМР и в случае выражения недоверия правительству ПМР. Таким образом, президент, по новой редакции Конституции, будет обладать достаточным объемом полномочий для влияния на процесс принятия решений обеими палатами парламента.

4. В проекте новой Конституции будут отсутствовать нормы статей 34 и 74 действующей редакции Конституции, устанавливающие запрет, согласно которому судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, а также согласно которому президент, вице-президент ПМР, министры, руководители ведомств, иные государственные должностные лица исполнительных органов власти не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного совета и иных представительных органов в ПМР, а также приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок своих полномочий. Данный запрет установлен в действующей Конституции с целью исключить возможность конфликта интересов государства и политических или экономических структур. Вместе с тем, наряду с исключением запрета в отношении должностных лиц исполнительной власти, запрет на совмещение должностей депутатами нижней палаты парламента сохраняется.

5. Новый проект Конституции ПМР предусматривает введение нового двухпалатного парламента. Опыт двухпалатной модели парламентаризма имел место в истории ПМР с 1991 по 2000 годы. Предлагаемый возврат к двухпалатной структуре парламента вызывает ряд возражений:

а) Введение двухпалатного парламента приведет к значительному усложнению законодательной процедуры. Двухступенчатая система рассмотрения законопроектов в значительной степени тормозит процесс оперативного принятия решений и выработки мер оперативного реагирования по наиболее важным вопросам жизнедеятельности республики.

б) Как правило, двухпалатная модель парламента используется в федеративных государствах, а также в государствах, выборы в которых происходят по пропорциональной либо смешанной системе, где население соответствующей территории голосует за ту или иную партию, а не за конкретных лиц. В ПМР, являющейся унитарным государством, выборы проводятся по мажоритарной системе, чем обеспечено представительство интересов граждан в парламенте, поскольку население каждого избирательного округа ПМР (всего их 43) голосует за конкретного кандидата.

в) Предполагаемая модель, когда нижняя палата состоит из 21 депутата, а верхняя формируется из 3 представителей каждой административно-территориальной единицы, повлечет значительное увеличение бюджетных расходов как на содержание самих членов обеих палат парламента, так и на содержание аппаратов палат, осуществляющих организационно-технические функции по обеспечению работы парламентариев, что, учитывая складывающуюся социально-экономическую ситуацию, значительно увеличит расходные обязательства ПМР.

6. Положениями проекта Конституции закреплено, что конституционные законы подлежат подписанию президентом. В то же время другим положением предлагается закрепить норму о возможности отклонения президентом конституционного закона о внесении изменений в Конституцию. Таким образом, президент, обязанный подписать конституционный закон, будет иметь возможность не соблюдать конституционную обязанность, учитывая заранее закладываемые в проект Конституции внутренние противоречия.

7. Переходные положения проекта новой Конституции предполагают незамедлительное прекращение полномочий всех депутатов, избранных народом, а также всех судей Конституционного суда, являющегося по действующей Конституции органом конституционного контроля. Вместе с тем, президент свои полномочия продолжает, а вице-президент и Кабинет министров ПМР действуют до избрания главы и членов правительства. Представляется не вполне понятным - в каком порядке будут избираться лица, чьи полномочия прекращаются со дня вступления в силу новой Конституции, так как нормы ныне действующего Избирательного кодекса применяться не будут в связи с противоречием нормам принятой Конституции. На заседании Комиссии 7 июля начальником правового управления администрации президента ПМР Лилией Пионтковской было озвучено предложение, согласно которому первые выборы будут проводиться по указу президента ПМР, устанавливающему временный порядок избрания выборных лиц и обладающему статусом закона. В случае если данные положения проекта Конституции будут приняты, незамедлительно после вступления ее в силу в республике возникнет ситуация, при которой органы законодательной власти и органы местного самоуправления, то есть все лица, за исключением президента, избираемые народом, будут лишены своих полномочий, а орган, правомочный решать вопросы о соответствии Конституции тех или иных актов, в том числе указов президента, будет распущен. Установление в данном случае порядка выборов путем издания указа президента о временном порядке выборов, который невозможно будет обжаловать ввиду отсутствия Конституционного суда как такового, повлечет за собой сомнения в легитимности таких выборов и в соблюдении в процессе выборов таких основополагающих принципов выборности, как равноправие при учете мнения народа, демократичность, прозрачность и т.д.

8. Предложенные в рамках переходных положений нормы требуют и досрочного прекращения полномочий ряда судей: председатели Верховного и Арбитражного судов и все судьи Верховного суда ПМР должны быть после избрания Государственного собрания переназначены. Между тем, в числе лиц, предложенных к переназначению, есть судьи, уже наделенные таким судейским статусом бессрочно в соответствии со статьей 83 действующей Конституции. Данные предложения находятся вне рамок таких основных принципов судебной системы в ПМР, как принцип их несменяемости и бессрочности исполнения своих полномочий".

Справка ИА REGNUM Новости: 15 апреля Верховный совет ПМР принял в I чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". Законопроект предлагал сближение конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая существует в РФ. Также рассматриваемыми поправками планировалось упразднение поста вице-президента Приднестровья, который с 2006 года по настоящее время занимает Александр Королев. При этом должность вице-президента в России отсутствует с 1993 года. В результате проект закона конституционных изменений стал предметом споров и встретил острое неприятие со стороны исполнительной власти ПМР и поддерживающих их сил. Депутаты Верховного совета ПМР I созыва 23 мая выступили с обращением к президенту ПМР Игорю Смирнову о роспуске действующего состава парламента IV созыва. Документ от имени собрания подписали советник президента ПМР Анна Волкова и глава Координационного совета общественных объединений и политических партий ПМР Владимир Воеводин. Данную позицию также поддержали некоторые пропрезидентские общественные организации и политические партии. 27 мая в адрес спикера парламента ПМР Евгения Шевчука поступило заявление группы депутатов - авторов конституционных изменений, - с призывом отозвать данный законопроект. Несмотря на это, после проведения 3 июня акции протеста, в которой приняли участие около трех десятков пенсионеров, 9 июня сторонники президента обратились в адрес Министерства госбезопасности ПМР с просьбой оценить деятельность парламентской фракции "Обновление" Верховного совета ПМР. В то же время в адрес Верховного совета ПМР регулярно поступают обращения граждан республики, в которых выражается недовольство деятельностью исполнительной власти Приднестровья. В настоящее время Комиссия по развитию и совершенствованию Конституции ПМР, созданная при президенте ПМР разработает над проектом нового Основного закона ПМР. Одновременно с этим в парламенте Приднестровья создана альтернативная Конституционная комиссия. 8 июля председатель Верховного совета ПМР подал в отставку.