В ходе встречи президентов России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама 6 июля в Москве была достигнута договоренность о том, что Москва и Вашингтон сократят свои ракетно-ядерные потенциалы до 1500-1675 боеголовок и 500-1100 ракетоносителей. Новое российско-американское соглашение проанализировал 7 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости военный эксперт Владислав Шурыгин.

ИА REGNUM Новости: Многие российские СМИ рассматривают договорённость Медведева и Обамы как некий прорыв. Насколько это соответствует действительности?

Я оцениваю подобные заявления как некую попытку прикрыть практически полное несовпадение позиций России и США. Вопрос о количестве боеголовок был согласован давным-давно, он оговаривался несколько раз, и все параметры были обозначены ещё в CНВ-2, где говорилось о сокращении числа зарядов с 2500-3000 до 1500-1700. Главный вопрос заключался в другом, и на это никто не обратил внимание: это дикий разброс в количестве носителей. Когда речь идёт об интервале от 500 до 1100 носителей, то у любого специалиста подобные параметры вызывают, мягко скажем, удивление. Получается разброс фактически в два раза. Это говорит о том, что никакого консенсуса по поводу количества носителей не было. Очевидно, что американцы будут стремиться к тому, чтобы носителей было как можно больше, наши - к тому, чтобы их было как можно меньше, и вопрос о том, каким будет компромисс, остаётся открытым. Тем более что не было сказано ни слова о том, что это соглашение будет увязываться с договором по ПРО, без которого оно не имеет никакого смысла хотя бы потому, что договор по ПРО, который нужен России - это не просто уступка по поводу третьего позиционного района в Европе. Нужен полноценный договор, который количественно и качественно увяжет ПРО с СНВ, так как американцы могут легко пожертвовать ПРО в Европе и развернуть вокруг России эсминцы УРО, которые были уже созданы и испытаны, и которые несут на себе то же самое ПРО, только намного более эффективное. Поэтому я очень спокойно оцениваю произошедшее. Эта встреча была нужна и Обаме, и Медведеву, но никакого серьёзного прорыва не произошло. Просто была обнародована декларация о том, что стороны собираются заключить договор. Если прочитать название документа, то, опять же, становится очевидно, что это никакой не договор, а некое намерение, озвученное с помощью подписанной бумаги.

ИА REGNUM Новости: Сколько, на ваш взгляд, ядерных ракет действительно нужно России, исходя из её современных стратегических интересов?

Если мы будем вести политику к дальнейшему сокращению вооружённых сил и обычных вооружений, если в армию не будут поступать качественно новые системы вооружения, то в этом случае параметры, которые были заложены в документе - 1700 боеголовок - конечно, никого не будут удовлетворять. Но самое грустное заключается в том, что мы не сможем выдержать и это количество. Сейчас идёт массовое снятие с боевого дежурства тяжёлых ракет УР-100 "Скальпель", которые были поставлены на него в советское время и которые на сегодняшний день являются основой ядерных сил, потому что каждый из них несёт по 8 боевых блоков. А вместо них приходят "Тополя", которые имеют всего по 1 блоку и забрасываемый вес в 1200 кг, в то время как на ракетах "Скальпель" было 3,5 тонны, а на ракетах "Сатана" - 10 тонн. Если мы и дальше будем также медленно перевооружаться, то через 10-15 лет мы рискуем остаться с 200-300 ракетами и 1200 блоками, которые не будут ничего гарантировать России, потому что американцы уже давно делают ставку на совершенно другое - на современное высокоточное оружие. Эпоха, когда им было нужно тяжёлое ядерное вооружение для того, чтобы остановить советскую угрозу, давно прошла. Теперь американцам нужно максимально снизить российскую угрозу, но русский медведь уже давно находится глубоко в лесу, и, вдобавок ко всему, в клетке. Наш военный потенциал не имеет никакой наступательной направленности. И в этом случае возникает очень большой соблазн создать конфигурацию, при которой Россию можно разоружить первым неядерным ударом. Американцы сейчас имеют около 10.000 крылатых ракет различных классов. Они совершенствуют эти ракеты и увеличивают их количество. И они смогут в неядерном снаряжении совершенно спокойно достигать района развёртывания наших "Тополей", находить их и уничтожать. Поэтому если ситуация будет идти по такому варианту, то очень сложно сказать, сколько нам понадобится ракет, потому что мы не сможем содержать даже то, что возможно. Если же будет идти перевооружение, и если новые виды оружия будут поступать не единично, а именно как система, если армия будет совершенствоваться, то 1700 блоков нам вполне хватит для того, чтобы гарантированно держать паритет с США и сохраняться как державе.