Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов смогут проводить не только прокуратура РФ, Минюст, организации и их должностные лица, но и граждане РФ. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, соответствующие законы "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и "О внесении изменения в федеральный закон "О прокуратуре РФ" в связи с принятием федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" одобрили сенаторы 7 июля на 250-м заседании Совета Федерации.

Устанавливается четкий перечень коррупционных факторов, в частности, необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общего порядка, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для коррупции.

Прокуроры проводят экспертизу по вопросам, касающимся, в частности, прав, свобод и обязанностей человека, гражданина, государственной муниципальной собственности, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность госкорпораций. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Минюст проводит экспертизу законопроектов, указов президента РФ и постановлений правительства РФ, разрабатываемых, в частности федеральными органами исполнительной власти, а также нормативных актов субъектов РФ - при мониторинге их применения. Органы, организации и их должностные лица смогут проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинга применения, причем в случае обнаружения коррупционных факторов, следует из законопроекта, принятие мер, по устранению которых не относится к и их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом. Институты гражданского общества, а также отдельные граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. В этом случае заключение также носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.